страны
Код баннера в статьях

Парма театральная и историческая

Парма у большинства людей ассоциируется или с ветчиной, или с одноименным футбольным клубом. В нашей сегодняшней заметке мы обойдем вниманием эти темы и сосредоточимся на женщинах, которым Парма обязана своим процветанием: Джулии Фарнезе и Марии-Луизе Австрийской, а кроме того расскажем о музыкальных традициях города.

На фото: мост в Парме

Небольшой итальянский городок (прогулка от железнодорожного вокзала до центра навряд ли займет у вас более 20 минут) был основан еще в 183 году до нашей эры. Как и все города Эмилии-Романьи Парма довольно быстро сделалась римской колонией и в древние времена играла роль крупного торгового центра.

На фото: Palazzo del Municipio в Парме, именно тут проходит фестиваль прошутто. 

Город был разрушен армией Марка Антония, затем восстановлен силами императора Августа, после чего некоторое время носил имя Julia Augusta Colonia. С XI по XIII век за власть в Парме беспрестанно боролись гвельфы с гибеллинами (победили в результате вторые), а в XIV веке городом завладело семейство Вискоти.

На фото: парма Палаццо Дюкале

Наконец, в XVI веке власть в городе получил Пьер Луиджи Фарнезе — незаконный сын Папы Павла III, а сам Папа стал считаться основателем династии Фарнезе. Впрочем, этого могло бы и не произойти, если бы Джулия Фарнезе (сестра будущего Павла III) не смогла стать любовницей Папы Александра VI, более известного как Папа Борджиа.

На фото: картина Рафаэля «Дама с единорогом», на портрете предположительно изображена Джулия Фарнезе

Именно прекрасная Джулия помогла своему брату (в миру он носил имя Алессандро Фарнезе) сначала стать кардиналом, а потом занять папский престол. Кстати, занимал престол Святого Петра Папа Павел III на удивление долго — целых 15 лет и 29 дней, и таким образом стал рекордсменом по длительности пребывания на папском престоле в XVI веке.

На фото: Папа Павел III

Правда, правил Пьер Луиджи в Парме недолго. Не успела семья Фарнезе как следует обосноваться в городе, как местные дворяне организовали заговор, и Пьер Луидже был убил. Наследовал ему старший сын Оттавио. Свои права на Парму и Пьяченсе Оттавио Фарнезе пришлось отстаивать уже у короля Испании и императора Священной римской империи Карла V, процесс занял не один год, но в итоге в 1551 году Оттавио Фарнезе таки стал правителем Пармы и Пьяченсе.

На фото: Оттавио Фарнезе 

Династия Фарнезе сохраняла власть в Парме до 1731 года. За время их правления пармская провинция приобрела статус маленького, но гордого государства со всеми прилагающиеся к этому званию атрибутами: блистательным двором, живописцами и скульпторами.

На фото: Палаццо делла Пилота

В память о тех временах в Парме сохранился Палаццо делла Пилота — замок, принадлежавший Фарнезе. Сегодня внутри замка галерея и археологический музей, но наибольший интерес представляет деревянный театр Фарнезе.

На фото: деревянный театр Фарнезе

Еще одно напоминание об эпохе Фарнезе — герцогский парк со статуями в античном стиле и озером. Даже в жаркую погоду тут приятная тень, отчего возникает непреодолимое желание купить местное мороженое и развалиться на траве, поедая джелато.

озеро в герцогском парке

На фото: озеро в герцогском парке

Отдохнув в парке, отправляйтесь на Пьяцца дель Дуомо, где расположены главный собор города и баптистерий. Несмотря на аскетичный внешний вид, собор Пармы уникален с исторической точки зрения.

На фото: Пьяцца дель Дуомо и баптистерий Пармы

Первое здание было построено на месте языческого храма еще в четвертом или пятом веке нашей эры, однако оно было уничтожено сильнейшим пожаром.  Собор, который сейчас можно увидеть на площади, был возведен в 1074 году, до сих пор на его стенах и на фасаде баптистерия сохранились барельефы византийской эпохи.

На фото: барельеф византийской эпохи

На фото: купол пармского собора

Если же вы неравнодушны к искусству эпохи Возрождения, обратите внимание на церкви Сан-Джованни-Еванджелиста и Санта-Мария-делла-Стекката — их расписывали Корреджо и Пармиджанино.

На фото: баптистерий в Парме

Если возвышение Пармы произошло благодаря красавице Джулии Фарнезе, то второй дамой, способствовавшей развитию города, стала Мария-Луиза Австрийская, вторая супруга Наполеона.

На фото: площадь Гарибальди

До Марии-Луизы в Парме владычествовали Бурбоны, их правление не принесло городу ничего хорошего: инквизиция процветала, налоги росли, а ценности вывозились. Сегодня о том времени живо напоминает пармский диалект: жители города говорят на языке Данте с сильным французским акцентом, и грассирующее «р» в итальянской речи, если честно, немного сбивает с толку.

На фото: вторая жена Наполеона Мария-Луиза 

Мария-Луиза приняла управление Пармой после отречения Наполеона в 1816 году. Стоит заметить, что во времена Марии-Луизы в Парме проживало всего 3000 человек, то есть, по большому счету это место и городом-то назвать было сложно, так деревня-деревней. Когда Мария-Луиза стала герцогиней Пармы, первым делом она построила в городе мосты и больницы, а затем занялась реализацией своего самого амбициозного замысла – строительством Театро ди Режио или Королевского театра Пармы.

На фото: Королевский театр в Парме

Королевский театр, по задумке Марии-Луизы, должен был стать не менее роскошным, чем знаменитые оперные театры того времени. Хрустальную люстру, украшенную золотыми фигурами муз, привезли в Парму из Австрии. Она и сегодня красуется в театре, правда золотые фигуры муз сейчас заменены на копии, оригиналы хранятся в местном Музее музыки.

На фото: интерьер Королевского театра в Парме

Интерьер королевского театра очень похож на интерьер нашего Театра Оперетты: золотые барельефы, ложи, декорированные красным бархатом. Кстати, многие ложи до сих пор зарезервированы за членами аристократических семей Италии.

На фото: золотой барельеф в Королевском театре Пармы

Именно Королевский театр Пармы стал главным местом культурного досуга итальянской аристократии. На его сцене ставились величайшие оперы того времени, а молодой Верди (композитор родился в деревне неподалеку от Пармы) писал Марии-Луизе письма с просьбами рассмотреть его оперы для постановки в Театро ди Реджио.

На фото: афиша Верди в кафе Пармы

Сегодня в память о богатых театральных традициях в Парме открыт Музей музыки. Тут хранятся и письма Верди, и портреты солистов; гостям демонтрируют макеты декораций временных театров, то есть, построенных ради одного спектакля, что было очень распространено во времена Фарнезе. Кроме того в музее можно увидеть театральные машины, воспроизводившие звуки дождя и грома, и старинные музыкальные инструменты.

На фото: дирижерские палочки и портреты в доме-музее Тосканини

Еще одно обязательное место для любителей классической музыки — дом-музей Артуро Тосканини.

На фото: дирижерские палочки в музее Тосканини

Обстановка соответствует прижизненной, тут сохранились дирижерские палочки, афиши, мебель и концертный смокинг величайшего дирижера всех времен и народов.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Подписаться на еженедельную рассылку

Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com

   с нами в pinterest