Город парфюмеров Грас: по следам Жана-Батиста Гренуйя
«В Грасе делать абсолютно нечего. Да, там раньше были парфюмерные лавки, теперь же — ни одной приличной не осталось. Все промышленные производители парфюмерии сидят в окрестностях, попасть на производство невозможно, а город — страшный и неинтересный», — примерно такой вердикт я слышала от большинства своих знакомых.
Правда, больше половины этих знакомых в Грасе никогда не бывали, а слышали про него от других знакомых и так далее, в лучших традициях анекдота про «Рабинович напел».
На фото: парфюмированное мыло на улочке Граса
Поскольку чужим словам доверять вслепую я не привыкла, то во время последней поездки в Прованс мы решили заехать в город, где якобы жила героиня романа «Парфюмер», рыжеволосая красавица Лаура Риши, чей неземной аромат поспособствовал тому, что в голове Гренуйя родилась в равной степени гениальная и бесчеловечная идея — создать аромат любви, используя красивых девушек для получения парфюмерных нот.
На фото: Лаура Риши в фильме «Парфюмер»
Кстати, что любопытно, фильм «Парфюмер» в Грассе не снимался, в Провансе съемочная группа запечатлела только неизменно прекрасные вне зависимости от века поля цветущей лаванды.
На фото: лавандовые пола в Провансе
А вот Грас режиссер картины Том Тыквер забраковал, в результате роли улочек города парфюмеров в фильме исполнили улицы Барселоны, Фигареса и Жироны.
На фото: кадр из фильма «Парфюмер», французский Грасс снимали в Испании.
Впрочем, Том Тыквер признал неподходящим для съемок не только Грас, но и Париж, грязные задворки французской столицы опять же снимали в историческом центре Барселоны, говорят, мэр столицы Каталонии очень способствовал тому, чтобы для съемок Барселону как следует завалили псевдо-историческими нечистотами.
На фото: кадр из фильма «Парфюмер», улочки Парижа снимали в центре Барселоны
Исторический центр современного Граса, в отличие от Барселоны, которая и без специального кинематографического тюнинга чистотой не блещет, — аккуратный и опрятный, в лучших традициях традиционных туристических открыток с изображением конфетных прелестей Прованса.
На фото: ставни домов в Грасе украшены цветами
Улочки со ставнями, темные арки, внутри которых обитают белые голуби, лавочки, где торгуют разноцветными макарунами, площади с обязательными для этого региона Франции платанами и не менее обязательными кафешками, в которых, как обычно, подают улиток и крем-брюле, а меню дня неизменно пишут мелом на установленных на улицах досках.
На фото: кафе на улице Граса
Любопытный факт, обычно исторический центр среднестатического европейского города расположен на возвышенности, то есть замок строили на высоте, а потом вокруг замка образовывались поселения, которые сегодня считаются окраиной исторического центра города. С Грасом же вот какая l’histoire. Город, как и полагается, возведен на возвышенности, но в исторический центр нужно не подниматься, а наоборот спускаться с современной автострады по массивным каменным лестницам.
На фото: узкая улочка Граса
Вообще, весь центр Граса — это сплошные спуски и подъемы, крутые, несовместимые с каблуками узкие улочки, на которых с трудом может разойтись пара человек, но в закоулках которых каким-то чудом нашлось место для столиков уличных кафе, оккупированных в любое время дня и ночи плевавшими на предупреждения врачей курильщиками.
На фото: узкая улочка и арки Граса
Главная достопримечательность Граса — кафедральный собор Нотр-Дам-дю-Пюи — в романе Зюскинда не упомянут. Построен он был в 1154 году, но нынешний вид ему придали лишь в восемнадцатом столетии.
На фото: собор Нотр-Дам-дю-Пюи
Снаружи Нотр-Дам-дю-Пюи кажется ничем не примечательным сооружением, зато внутреннее убранство собора заставит любого ценителя классической живописи задержаться внутри храма минимум минут на сорок.
На фото: собор Нотр-Дам-дю-Пюи
Дело в том, что в соборе находятся сразу три полотна Рубенса «Увенчание терновым венцом», «Святая Елена» и «Воздвижение Креста», триптих Луи Бреа и картина уроженца Граса Жана Оноре Фрагонара «Омовение ног». Словом, коллекция, достойная небольшого музея. Возле Нотр-Дам-дю-Пюи — смотровая площадка, откуда открывается прелестный вид на рыжие крыши Прованса.
На фото: собор Нотр-Дам-дю-Пюи
А еще в каменных лабиринтах улиц Граса, невольно возникает иллюзия, что этот городок — не больше, чем хрупкая конструкция, этакая экспериментальная модель, где узкие горизонтальные улочки играют роль балок, а вертикальные — строительных стоек.
На фото: улочка Граса
Между тем, контрукция-то, ох какая крепкая, ведь город был основан в XI веке нашей эры, а в состав современной Франции вошел в 1482 году.
На фото: на улицах Граса торгуют саше
Производством парфюмерии здесь начали заниматься XVI веке. Популярная версия изобретения духов гласит, что нечистоплотные французы придумали их, дабы заглушать запах грязного тела.
На фото: чан для цветочных лепестков близ парфюмерии Parfumerie Guy Bouchara
В Грасе же проблема неприятных запахов была поистине глобальной, если цитировать Зюскинда, то тут «стояла вонь, почти невообразимая для нас, современных людей». Дело в том, что изначально Грас был знаменит кожевенными мастерскими, наподобие той, в которой на заре своей карьеры трудился Гренуй, а вонь, которую распространяли мастерские, была чересчур брутальна даже для неприхотливых носов горожан того времени.
На фото: парфюмения на улице Граса
Тогда-то в городе и начали использовать смеси эфирных масел цветов, дабы нейтрализовать запахи, распространяемыми кожевенными мастерскими, позже спрос на кожаные товары made in Grasse упал, а вот на парфюмерию — наоборот вырос, и жители начали производить духи в промышленных по меркам того времени масштабах.
На фото: Parfumerie Guy Bouchara
Указатель Улица Парфюмеров, где раньше располагались лавки с волшебными флакончиками, и по сей день можно увидеть в городе. К сожалению, настоящих лавок Парфюмеров в городе, действительно, почти не осталось.
На фото: парфюмированное мыло на лотке на улице Граса
В большинстве магазинов встречается низкопробный туристический продукт (саше, эфирные масла и ароматизированное мыло), которым можно поинтересоваться только в плане приобретения сувениров.
На фото: парфюмерия Parfumerie Guy Bouchara
Самая относительно аутентичная парфюмерия города — Parfumerie Guy Bouchara — расположена по адресу: rue Marcel Journat, 14.
На фото: парфюмерия Parfumerie Guy Bouchara
На входе — зазывный плакат с портретами героев «Парфюмера» и старинный бронзовый перегонный куб, точь-в-точь в таком жадный до запахов Жан-Батист Гренуй не только готовил эфирные смеси, но и сварил кота парфюмера Бальдини.
На фото: флакончики в парфюмерии
Внутри лавки — полки, заставленные флакончиками с парфюмерий и эссенциями. Сразу стоит сказать, духи в общей массе довольно простые, построенные на сочетании нот цветов, что растут в провансальских лугах, приятные, свежие, по-своему интересные, но, что называется, не цепляющие.
Впрочем, именно такую парфюмерию в Грасе и производили во времена, о которых повествует Патрик Зюскинд, так что, во время знакомства с парфюмерией в Guy Bouchara, невольно начинаешь понимать, почему у главного героя романа «Парфюмер» родилось желание уйти от составления ароматных композиций на основе лишь эфирных масел цветов.
На фото: духи и эссенции в Guy Bouchara
Забавно, но, похоже, первыми идеи Гренуйя воплотили в жизнь господин Бо и Коко Шанель, создав в 1921 году легендарный Chanel № 5, построенный на основе молекул альдегидов. Подумалось, может, Жан-Батист Гренуй просто родился раньше времени? Сегодня ему бы точно нашлось место, например, в парфюмерном доме Guerlain. И девственниц для получения нот аромата не пришлось бы убивать, достаточно было бы просто как следует изучить химию.
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com