страны

Город парфюмеров Грас: по следам Жана-Батиста Гренуйя

«В Грасе делать абсолютно нечего. Да, там раньше были парфюмерные лавки, теперь же — ни одной приличной не осталось. Все промышленные производители парфюмерии сидят в окрестностях, попасть на производство невозможно, а город — страшный и неинтересный», — примерно такой вердикт я слышала от большинства своих знакомых.

Правда, больше половины этих знакомых в Грасе никогда не бывали, а слышали про него от других знакомых и так далее, в лучших традициях анекдота про «Рабинович напел».

парфюмированное мыло на улочке Граса

На фото: парфюмированное мыло на улочке Граса

Поскольку чужим словам доверять вслепую я не привыкла, то во время последней поездки в Прованс мы решили заехать в город, где якобы жила героиня романа «Парфюмер», рыжеволосая красавица Лаура Риши, чей неземной аромат поспособствовал тому, что в голове Гренуйя родилась в равной степени гениальная и бесчеловечная идея — создать аромат любви, используя красивых девушек для получения парфюмерных нот.

Лаура Риши в фильме "Парфюмер"

На фото: Лаура Риши в фильме «Парфюмер»

Кстати, что любопытно, фильм «Парфюмер» в Грассе не снимался, в Провансе съемочная группа запечатлела только неизменно прекрасные вне зависимости от века поля цветущей лаванды.

лавандовые пола в Провансе

На фото: лавандовые пола в Провансе

А вот Грас режиссер картины Том Тыквер забраковал, в результате роли улочек города парфюмеров в фильме исполнили улицы Барселоны, Фигареса и Жироны.

кадр из фильма "Парфюмер"

На фото: кадр из фильма «Парфюмер», французский Грасс снимали в Испании.

Впрочем, Том Тыквер признал неподходящим для съемок не только Грас, но и Париж, грязные задворки французской столицы опять же снимали в историческом центре Барселоны, говорят, мэр столицы Каталонии очень способствовал тому, чтобы для съемок Барселону как следует завалили псевдо-историческими нечистотами.

кадр из фильма "Парфюмер"

На фото: кадр из фильма «Парфюмер», улочки Парижа снимали в центре Барселоны

Исторический центр современного Граса, в отличие от Барселоны, которая и без специального кинематографического тюнинга чистотой не блещет, — аккуратный и опрятный, в лучших традициях традиционных туристических открыток с изображением конфетных прелестей Прованса.

ставни с цветами в Грасе

На фото: ставни домов в Грасе украшены цветами

Улочки со ставнями, темные арки, внутри которых обитают белые голуби, лавочки, где торгуют разноцветными макарунами, площади с обязательными для этого региона Франции платанами и не менее обязательными кафешками, в которых, как обычно, подают улиток и крем-брюле, а меню дня неизменно пишут мелом на установленных на улицах досках.

кафе на улице Граса

На фото: кафе на улице Граса

Любопытный факт, обычно исторический центр среднестатического европейского города расположен на возвышенности, то есть замок строили на высоте, а потом вокруг замка образовывались поселения, которые сегодня считаются окраиной исторического центра города. С Грасом же вот какая l’histoire. Город, как и полагается, возведен на возвышенности, но в исторический центр нужно не подниматься, а наоборот спускаться с современной автострады по массивным каменным лестницам.

узкая улочка Граса

На фото: узкая улочка Граса

Вообще, весь центр Граса — это сплошные спуски и подъемы, крутые, несовместимые с каблуками узкие улочки, на которых с трудом может разойтись пара человек, но в закоулках которых каким-то чудом нашлось место для столиков уличных кафе, оккупированных в любое время дня и ночи плевавшими на предупреждения врачей курильщиками.

арки Граса

На фото: узкая улочка и арки Граса

Главная достопримечательность Граса — кафедральный собор Нотр-Дам-дю-Пюи — в романе Зюскинда не упомянут. Построен он был в 1154 году, но нынешний вид ему придали лишь в восемнадцатом столетии.

собор Нотр-Дам-дю-Пюи

На фото: собор Нотр-Дам-дю-Пюи

Снаружи Нотр-Дам-дю-Пюи кажется ничем не примечательным сооружением, зато внутреннее убранство собора заставит любого ценителя классической живописи задержаться внутри храма минимум минут на сорок.

собор Нотр-Дам-дю-Пюи

На фото: собор Нотр-Дам-дю-Пюи

Дело в том, что в соборе находятся сразу три полотна Рубенса «Увенчание терновым венцом», «Святая Елена» и «Воздвижение Креста», триптих Луи Бреа и картина уроженца Граса Жана Оноре Фрагонара «Омовение ног». Словом, коллекция, достойная небольшого музея. Возле Нотр-Дам-дю-Пюи — смотровая площадка, откуда открывается прелестный вид на рыжие крыши Прованса.

собор Нотр-Дам-дю-Пюи

На фото: собор Нотр-Дам-дю-Пюи

А еще в каменных лабиринтах улиц Граса, невольно возникает иллюзия, что этот городок — не больше, чем хрупкая конструкция, этакая экспериментальная модель, где узкие горизонтальные улочки играют роль балок, а вертикальные — строительных стоек.

Грас

На фото: улочка Граса

Между тем, контрукция-то, ох какая крепкая, ведь город был основан в XI веке нашей эры, а в состав современной Франции вошел в 1482 году.

на улицах Граса торгуют сафе

На фото: на улицах Граса торгуют саше

Производством парфюмерии здесь начали заниматься XVI веке. Популярная версия изобретения духов гласит, что нечистоплотные французы придумали их, дабы заглушать запах грязного тела.

чан для цветочных лепестков близ парфюмерии Parfumerie Guy Bouchara

На фото: чан для цветочных лепестков близ парфюмерии  Parfumerie Guy Bouchara

В Грасе же проблема неприятных запахов была поистине глобальной, если цитировать Зюскинда, то тут «стояла вонь, почти невообразимая для нас, современных людей». Дело в том, что изначально Грас был знаменит кожевенными мастерскими, наподобие той, в которой на заре своей карьеры трудился Гренуй, а вонь, которую распространяли мастерские, была чересчур брутальна даже для неприхотливых носов горожан того времени.

парфюмения на улице Граса

На фото: парфюмения на улице Граса

Тогда-то в городе и начали использовать смеси эфирных масел цветов, дабы нейтрализовать запахи, распространяемыми кожевенными мастерскими, позже спрос на кожаные товары made in Grasse упал, а вот на парфюмерию — наоборот вырос, и жители начали производить духи в промышленных по меркам того времени масштабах.

Parfumerie Guy Bouchara

На фото: Parfumerie Guy Bouchara

Указатель Улица Парфюмеров, где раньше располагались лавки с волшебными флакончиками, и по сей день можно увидеть в городе. К сожалению, настоящих лавок Парфюмеров в городе, действительно, почти не осталось.

парфюмированное мыло на лотке на улице Граса

На фото: парфюмированное мыло на лотке на улице Граса

В большинстве магазинов встречается низкопробный туристический продукт (саше, эфирные масла и ароматизированное мыло), которым можно поинтересоваться только в плане приобретения сувениров.

парфюмерия Parfumerie Guy Bouchara

На фото: парфюмерия Parfumerie Guy Bouchara

Самая относительно аутентичная парфюмерия города — Parfumerie Guy Bouchara — расположена по адресу: rue Marcel Journat, 14.

парфюмерия Parfumerie Guy Bouchara

На фото: парфюмерия Parfumerie Guy Bouchara

На входе — зазывный плакат с портретами героев «Парфюмера» и старинный бронзовый перегонный куб, точь-в-точь в таком жадный до запахов Жан-Батист Гренуй не только готовил эфирные смеси, но и сварил кота парфюмера Бальдини.

парфюмерия Parfumerie Guy Bouchara

На фото: флакончики в парфюмерии

Внутри лавки — полки, заставленные флакончиками с парфюмерий и эссенциями. Сразу стоит сказать, духи в общей массе довольно простые, построенные на сочетании нот цветов, что растут в провансальских лугах, приятные, свежие, по-своему интересные, но, что называется, не цепляющие.

парфюмерия Parfumerie Guy Bouchara

Впрочем, именно такую парфюмерию в Грасе и производили во времена, о которых повествует Патрик Зюскинд, так что, во время знакомства с парфюмерией в Guy Bouchara, невольно начинаешь понимать, почему у главного героя романа «Парфюмер» родилось желание уйти от составления ароматных композиций на основе лишь эфирных масел цветов.

парфюмерия Parfumerie Guy Bouchara

На фото: духи и эссенции в Guy Bouchara

парфюмерия Parfumerie Guy Bouchara

Забавно, но, похоже, первыми идеи Гренуйя воплотили в жизнь господин Бо и Коко Шанель, создав в 1921 году легендарный Chanel № 5, построенный на основе молекул альдегидов. Подумалось, может, Жан-Батист Гренуй просто родился раньше времени? Сегодня ему бы точно нашлось место, например, в парфюмерном доме Guerlain. И девственниц для получения нот аромата не пришлось бы убивать, достаточно было бы просто как следует изучить химию.

 

Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com

   с нами в pinterest   

error: Копирование материалов сайта www.trip-point.ru запрещено. Если вы хотите использовать наши тексты, свяжитесь с нами по имейл info@trip-point.ru или julia.malkova@gmail.com