страны

Дэвид Боуи и Азия: чем был Восток для молодого Боуи

Образ космического самурая и театр кабуки, путешествие по Бангкоку и Гонконгу в рамках тура, съемки у Нагиса Осимы – чем был Восток для раннего Боуи.

Дэвид Боуи в Токио, 1983 год

На фото: Дэвид Боуи в Токио, 1983 год

На появление Зигги Стардаста, идеальной космической рок-звезды, Дэвида Боуи вдохновило увлечение театрами но и кабуки. В 1960-х музыкант учился у британского мима Линдсея Кемпа, а тот использовал приемы японского театра для постановок. Прообразом Зигги Стардаста стали Лу Рид и Игги Поп, но вся эстетика – макияж, прическа, костюмы, сценография – берет начало в японском театре. Космический самурай дает представление.

 Кимоно для Ziggy Stardust and the Spiders From Mars Tour

На обложку альбома Ziggy Stardust 1972 года музыкант фотографировался со светлыми волосами, можно сказать, выглядел почти скромно. Но к началу промотура его облик кардинально меняется. Важным моментом для появления новой личности стало знакомство с японским дизайнером Кансай Ямамото. Боуи уже использовал для выступлений вещи из женской коллекции Kansai Yamamoto, а потом общий знакомый привел дизайнера на нью-йоркский концерт в Radio City Music Hall, так началось сотрудничество. Ямамото создал знаменитые костюмы для туров Ziggy Stardust and the Spiders From Mars и Aladdin Sane: ассиметричный трикотажный комбинезон, костюм-пластинку, шелковое кимоно, сверкающее кимоно-комбинезон.

Кимоно для тура Ziggy Stardust and the Spiders From Mars

На фото: кимоно для тура Ziggy Stardust and the Spiders From Mars

Красные волосы появились тоже благодаря Ямамото, на одной фотосессии с его костюмами у модели был огненный парик. С помощью немецкой краски и перикиси водорода лондонский парикмахер Боуи смогла превратить родной пепельный цвет волос музыканта в оранжевый. Причем, такая прическа требовала долгой укладки, чтобы волосы торчали как щетка.

Дэвид Боуи

Яркий макияж с обилием золотого, красного, белого и черного тоже вдохновлен японским театром. В рамках тура Боуи использовал прием кабуки hikinuki, когда один костюм снимается прямо на сцене, а актер предстает в новом образе, например, черный наряд неожиданно сменяется на цветной.

Макияж кабуки для Ziggy Stardust and the Spiders From Mars Tour

На фото: макияж кабуки для Ziggy Stardust and the Spiders From Mars Tour

В 1973 году Боуи впервые окажется в Токио в рамках тура Ziggy Stardust and the Spiders From Mars. В Японии он попадет в театр кабуки на выступление известного исполнителя Бандо Мамасабуро, тот расскажет музыканту об актерских приемах и традиционном макияже. Кансай Ямамото отведет музыканта на рынок, где тот купит себе огромную сумку через плечо, их носили обычно представители рабочего класса. А сам Боуи на концерте появится одетый в один только бандаж, как у борца сумо, но с блестками. После тура Боуи отправился на корабле “Феликс Дзержинский” из Йокогамы в Находку, а потом уже сел на Транссибирский экспресс до Москвы.

Дэвид Боуи в Токио, конец 70-х

На фото: Дэвид Боуи в Токио, конец 70-х

В 1977 году японский фотограф Масаеши Сукита сделает черно-белый портрет музыканта для обложки альбома Heroes. К тому моменту Боуи уже давно расстанется с Зигги Стардастом, на фотографии предстаст в простой кожаной куртке и с родным цветом волос. В конце 1970-х он снова навестит Японию, на этот раз поедет в путешествие в Киото и Токио.

Дэвид Боуи в Киото

На фото: Дэвид на рынке Киото

Сохранились фото, где музыкант гуляет по рынку, едет в метро, звонит из телефонной будки и стоит перед рёканом под дождем. Надо сказать, он еще и запишет сингл Crystal Japan, а также снимется в рекламе саке (как в Японии западным звездам обойтись без «Трудностей перевода»).

Дэвид Боуи в Киото, конец 1970-х

На фото: Дэвид Боуи в Киото, конец 70-х

В 1983 году состоялся Serious Moonlight, последний яркий мировой тур. Про него снят фильм Ricochet, который кроме видео с концерта в Канаде включает документальные съемки в Гонконге, Сингапуре и Бангкоке.

Дэвид Боуи в Японии, конец 70-х

На фото: Дэвид в Японии, конец 70-х

Блестящее решение снимать фильм именно в Азии, где инопланентянина Боуи с его платиновыми волосами идеально оттеняют футуристические пейзажи мегаполисов. В Гонконге он катается по неоновым улицам Коулуна, а во время прогулки по бухте Виктория распрашивает сопровождающих по местных поп-звезд.

 Дэвид Боуи В Сингапуре в 1983 году

На фото: Дэвид Боуи в Сингапуре в 1983 году

В Сингапуре пьет чай в отеля Raffles и знакомится с исполнительницами китайской оперы (чуть больше об этой поездке можно почитать в нашем гиде по Сингапуру). Считается, что стиль Боуи для Serious Moonlight был сделан частично с оглядкой на сингапурские 1950-е, оттуда светлые объемные костюмы.

В Бангкоке, тур Serious Moonlight

На фото: в Бангкоке, тур Serious Moonlight

В Бангкоке музыканта атакуют девушки в go-go баре, потом он идет к предсказателю, учится играть на традиционных инструментах и арендует лодку, на которой по Чао-Прайе уезжает в глушь.

deadlandingg_zps8xuwdczt

На фото:  в Таиланде в 1983 году, тур Serious Moonlight

В 1983 году вышел великий фильм «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» японского режиссера Нагисы Осимы. Если фильмография Боуи для кого-то ограничивается «Лабиринтом», это грустно.

«Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» Дэвид Боуи

На фото: на съемках «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс»

Британский солдат (Дэвид Боуи) во время Второй мировой войны попадает в японскую тюрьму, которой руководит молодой капитан Йоннои (кинодебют композитора Рюичи Сакамото). Съемки проходили в Новой Зеландии, но фильм абсолютно японский и задает все важные для этой культуры темы – достоинство, смелость, табу, выдержка.

Счастливого Рождества, мистер Лоуренс

На съемках «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» с Рюичи Сакамото (слева) и Нагиса Осимой (справа)

Нечеловечески красивый Боуи в лучшей роли. Дивной красоты Сакамото, который тоже как рок-звезда и написал для фильма фантастическую музыку. За картину Осима претендовал на Золотую пальмовую ветвь, Боуи приезжал вместе с ним в Канны.

Дэвид Боуи в Киото bowie-in-kyoto_zpssw96mu5z

На фото: Дэвид Боуи в Киото под дождем перед рёканом

Позже музыкант появился в японском телешоу вместе с Сакамото и Такеши Китано (тот тоже сыграл в фильме). И хотя музыкант был существом небесного порядка, какая-то его частица точно принадлежала Японии.

Фото: архивы пресс-служб

 

Людмила Егоршина - Людмила Егоршина - в прошлом обозреватель журнала «Афиша» и ведущая рубрик о путешествиях, культуре и моде на сайте elle.ru. Объездила половину мира, но особую склонность питает к культуре Азии и итальянской кухне.

   с нами в pinterest   

error: Копирование материалов сайта www.trip-point.ru запрещено. Если вы хотите использовать наши тексты, свяжитесь с нами по имейл info@trip-point.ru или julia.malkova@gmail.com