страны
Код баннера в разделах

Коимбра за один день: почему стоит посетить этот португальский город и что там нужно посмотреть

Коимбра расположена на середине пути из Лиссабона в Порту, что очень удобно. Сел на поезд, вышел на половине дороги из пункта А в пункт Б и остался в городе на целый день.

Впрочем, многие подвернувшейся возможностью посетить Коимбру пренебрегают. И несложно догадаться почему. Город не столь хорошо известен в широкий кругах, как тот же Порто. Я же настоятельно советую вам во время поездки по стране сделать тут остановку на полный день и одну ночь. Поверьте, Коимбра этого достойна.

Португальская присказка гласит: «Порту работает, Брага молится, Коимбра учится, а Лиссабон добывает деньги». Невероятно четкое распределение обязанностей, неправда ли? Действительно, до 20-х годов прошлого века Коимбра ассоциировалась у португальцев исключительно с учебой, ведь здесь находится один из старейших в Европе университетов всеобщего образования.

Его основал в 1290 году специальным декретом король Диниш. До 1910 года университет Коимбры оставался единственным высшим учебным заведением Португалии, так что знакомство с городом стоит начать именно с него.

УЧИСЬ, СТУДЕНТ!

Расположен университет на холме в исторической части города – Альмедине, и не найти его – сложно: символ альма-матер – башня-колокольня – возвышается над городом и видна из любой его точки. Собственно, на нее и следует держать курс.

Старое здание университета больше напоминает музей или дворец, и это неспроста. Дело в том, что до 1537 года его учебные корпуса были резиденцией короля Жуана III, а сам университет постоянного помещения не имел и профессора со студентами обитались, то в Коимбре, то в Лиссабоне.

Когда же король разумно посчитал, что очередной дворец ему без надобности, а вот единственный в Португалии университет все-таки нуждается в постоянном доме, он пожертвовал в пользу науки свою личную резиденцию.

Собственно, именно поэтому памятник щедрому и просвещенному правителю красуется в университетском дворе Патио-даш-Эсколаш. Характерно, что в исторических аудиториях занятия ведутся до сих пор, в том числе, и в вечерние часы. Так что не слишком резво заглядывайте в классы – иначе можете ненароком нарушить учебный процесс.

На фото сверху – университетский двор, на фото снизу – памятник Жуану III

Если же говорить о знаменитых выпускниках данного учебного заведения, то самые известных из них – личности строго противоположные по вкладу в историю человечества: Святой Антоний Падуанский и диктатор Салазар.

Портреты других личностей напрямую или косвенно связанных с учебным заведением, можно увидеть в местной портретной галерее – туда поднимаешься из внутреннего дворика по высоким лестницам.

Само собой, по большей части здесь со стен на вас смотрят священники и португальские короли. Все портреты монарших особ выполнены в общем стиле, ведь написал их один художник – Карлуш Фалш.

Осмотрев галерею мы направились в университетскую капеллу Сан-Мигель, что расположена у лестниц, ведущих к аудиториям. Тут, как говорится, слова излишни. Оформлена капелла с настолько нарочитой роскошью, что она прямо-таки бьет по глазам, а от многоцветия и золота впору и ослепнуть.

На фото: университетская капелла Сан-Мигель

Прибавьте к этому керамические панно и огромный орган, который столь богато декорирован позолоченной резьбой по дереву, что кажется этаким гигантским яйцом работы Фаберже.

На фото: фрагмент оформления органа в университетской капелле

И все-таки главная сокровищница португальской альма-матер – библиотека «Жуанина». Она была учреждена еще в XV веке Альфонсом V Африканским, однако основную частью коллекции книг – 300 тысяч томов получила в дар короля Жуана V.

Попасть в библиотеку – не так-то просто. Туристов пускают внутрь группами по 25 человек и лишь в сопровождении гида. Если опаздываешь на экскурсию – увы, присоединиться к своим не получится. Поэтому на осмотр «Библиотеки Жуанина» следует приходить заранее, ведь, как говорится, лучше 5 минут подождать, чем потом двери целовать.

Первая часть экскурсии нас разочаровала и даже немного расстроила. Ну, да, вот каземат, где держали провинившихся школяров. А вот старинные тома под стеклом: уважение, конечно, они вызывают, но душевного трепета – никакого. Уже думали развернуться и уйти, но тут и случилось чудо! Нас допустили в ту самую «Жуанину» – знаменитое историческое помещение библиотеки, построенное в начале XVIII века и состоящее из трех залов: пурпурного, синего и оливкового.

Что сказать? А ничего! Лишь безмолвное восхищение может передать всю глубину восторга. Высокие потолки, стеллажи из каштанового дерева, роспись на потолке и резные карнизы. По своему убранству «Жуанина» превосходит даже Национальную библиотеку Австрии в Вене.

Один минус – фотографировать это роскошество нельзя: служители пристально следят за туристами. Любопытный момент: в библиотеке живет племя летучих мышей. Они обитают на верхних этажах стеллажей и считаются животными очень полезными, поскольку поедают вредных насекомых, которые могут повредить старинные фолианты.

СЕ-ВЕЛЬЯ ПЕРВЫЙ СОБОР С АЗУЛЕЖУ

При желании во время посещения университета можно подняться на колокольню, чей звон в старые времена возвещал начало и окончание учебного дня, или на галерею, но лично я в этом особого смысла не вижу, все равно на холме находитесь и несколько сотен метров над уровнем земли принципиально панорамный вид не изменят.

А вот старый кафедральный собор Се-Велья (Sé Velha), что возведен тут же в центре Альмедины, рекомендую не пропускать. Здание в романском стиле. Приземистое, выстроено из желтого известняка, а его северный портал декорирован керамической плиткой азулежу.

Строили собор, как и положено, неспешно. Начали при короле Афонсу Энрикише в XI веке, основное здание доделали уже в XII, а изразцовые панно, что украшают внутренние помещения храма, были созданы в XVI столетии по приказу короля Мануэля I.

Кстати, про них стоит сказать отдельно. Это сегодня керамические изразцы у всех и вся ассоциируется исключительно с Португалией, но впервые в истории данный декоративный прием для оформления собора примерили именно здесь, в Коимбре. Так что Се-Велья, что называется, успешно задал тренд. Это после него почти все храмы страны оказались «покрыты плиткою абсолютно все».

На фото: фрагмент декора собора, резьба по камню и азулежу

Помимо панно в соборе заслуживают внимания и деревянные потолки в мавританском стиле, созданные в 1520 году, а также алтарь из позолоченного и раскрашенного резного дерева с фигурой Девы Марии в центре – его в XVI веке выполнили на заказ фламандские художники.

На фото: фрагмент алтаря в соборе Се-Велья

Да и под каменными арками в саду собора гулять приятно, кстати, это место очень напоминает о внутреннем дворике монастыря Жеронимуш в Лиссабоне.

СОКРОВИЩА НИЖНЕГО ГОРОДА

После осмотра Альмедины спускайтесь по одной из многочисленных улочек в нижнюю часть городского центра. В целом, какую бы дорогу вы не выбрали – разочарованы не будете, ведь Коимбра – город разноцветный, немного суматошный и по-хорошему эклектичный.

На фото: дороги, ведущая в нижнюю часть центра Коимбры

Невысокие яркие домики построены друг к другу впритирку, оттого они вызывают ассоциации с кубиками. Большинство местных построек из известняка – карьеры, где добывают этот камень, находятся как раз неподалеку.

На фото: улочки нижнего центра Коимбры

И, да, именно благодаря данному близкому соседству, городские здания смотрятся столь интересно. Дело в том, что по причине активной добычи известняка в Коимбре еще в романскую эпоху сформировалась мощная скульптурная школа, а потому и простые дома, и храмы здесь издревле украшались статуями, как животных или людей, так и сказочных или мифических существ.

На фото: каменные статуи на фасаде монастыря Санта-Круш

Правда, к сожалению, известняк быстро выветривается, так что многое из роскоши былой до наших дней не дошло или хранится в местном музее Машаду-ди-Каштру, но, как говорится, и остатки сладки, а созерцать их глазу приятно.

Новое время в архитектурный облик города тоже внесло свои коррективы. Теперь многие здания Коимбры украшают не только каменные фигуры, но и граффити, впрочем, выполнены они со вкусом и не уродуют исторический центр, скорее, придают ему живости.

Эклектика – наше все! 

Во время прогулки вы неизбежно дойдете до дворца Соб-Рибаш, который представляет собой перестроенную сторожевую башню, что раньше была частью крепостной стены.

А близ него находится красивейший августинский монастырь Санта-Круш (Mosteiro de Santa Cruz), внешний облик которого способен впечатлить и человека, королевскими дворцами избалованного. Чего стоит одна лишь его арка, выполненная в стиле мануэлино, украшающая вход в собор! Это же подлинная поэзия, замершая в камне.

На фото: августинский монастырь Санта-Круш (Mosteiro de Santa Cruz)

Внутри монастыря тоже интересно. И не только потому что здесь находятся гробницы первых португальских королей Афонсу Энрикиша I и его сына Саншу. Местные изразцовые панно, иллюстрирующие сцены из священного писания, – гигантского размера, а резная каменная кафедра и вовсе практически беспримерный в своем роде образец. Ее не только украшают монументальные статуи пророков, в основании кафедры находится изваяние шестикрылого дракона! Привет, Дейнерис Таргариен!

Кому церквей не хватило, берите на заметку еще две: аскетичную романскую церковь Сантьягу (Igreja de São Tiago) и церковь Сан-Бартоломеу (Igreja de São Bartolomeo) – они с двух сторон обрамляют рыночную площадь, которая своей формой напоминает раковину.

На фото: церковь Сантьягу (Igreja de São Tiago)

Собственно, здесь и стоит остановиться в одной из приглянувшихся вам кафешек, заказать себе бокал зеленого вина, дабы плавно перейти от обязательной культурной программы к расслабленной произвольной.

К слову, еще один объективный плюс Коимбры – в местных кафе и ресторанах очень низкие цены, что никак не отражается на качестве еды или напитков. Напротив, тут даже подчас вкуснее, чем в том же Лиссабоне.

Но это как раз объясняется просто, город – не только не столь популярное туристическое направление, как другие места Португалии, он еще и студенческий, а у «мучеников науки», как известно, с деньгами во времена и в любой стране мира перманентная напряженка.

Больше интересного в нашем канале в мессенджере Telegram

 

Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com

   с нами в pinterest   

error: Копирование материалов сайта www.trip-point.ru запрещено. Если вы хотите использовать наши тексты, свяжитесь с нами по имейл info@trip-point.ru или julia.malkova@gmail.com