страны
Код баннера в разделах

Мистическая Италия: легенда о Кривапете – ведьмах долины Натизоне

Долина реки Натизоне – одна из наименее разведанных российскими туристами областей Италии. Граничит со Словенией, вокруг истово зеленые горы, между ними петляет лазурная лента реки, в которой водится дикая форель, повсюду виноградные лозы с темными, наливными гроздями да бесконечные поля желтоголовых подсолнухов.

Однако сегодня я не буду рассказывать о достопримечательностях долины Натизоне. Речь пойдет о легендах этой области Италии, точнее, о женских духах, в которых верили в древности ее жители.

Впервые я увидела изображения этих существ в одном маленьком семейном ресторанчике, типичной деревенской траттории. На выбеленной стене красовался рисунок – длинноволосая обнаженная девушка с огромными крыльями за спиной, совсем, как бабочки.

«Это Кривапете», – сообщил мне юный сын хозяина траттории, когда я поинтересовалась у него, кто это небесное создание. «Видишь, какие у нее ноги? – продолжил он. – Подошвы изогнуты в противоположную сторону». Действительно, у изображенного на стене существа женского пола ножки были совершенно нечеловеческими. Пальцы смотрят назад, пятки – вперед. «Отсюда и их имя «Кривапете». Оно означает «изогнутые подошвы», – пояснил мне юноша.

К слову, имечко у сказочных существ – интернациональное. «Криво» – пришло из родственному русскому словенского языка, а «пете» или «pete» произошло уже от местного диалекта итальянского, словечка «piedi», что означает «стопы» или «подошвы ног».

Изображения Кривапете в долине Натизоне встречаются чаще всего в пещерах. Правда, многие из них были серьезно «отретушированы» христианами, справедливо считавшими, что непонятной нечисти нечего делать даже в далеких горах. Однако при желании следы легенд о Кривапете да и другие символы языческих верований долины можно обнаружить даже в местных храмах. Взять, к примеру, пещеру Святого Иоанна, позже переделанную из языческого святилища в католическую часовню, теперь же это просто туристический объект.

На фото: в пещере Святого Иоанна, сегодня это музей

Ее потолок украшают крайне любопытные барельефы, представляющие собой 8 символов-медальонов. Луна, Солнце и цветы окружают расположенную в центре фигурку Девы Марии – ее, понятное дело, поместили на потолок пещеры значительно позже.

На фото: символы восьми дней недели на потолке пещеры

Каждый медальон относится к тому или иному дню недели. «Но почему же символов восемь, а не семь?» – спросите вы. Все просто: в древности жители долины Натизоне жили по совершенно иному календарю. Их неделя была восьмидневной, а исчезнувшие сутки считались днем почитания женщин, в том числе, и Кривапете.

На фото: языческие символы и женская фигура в пещере Святого Иоанна

Итак, кто же они такие и что сегодня нам о них известно? К сожалению, не слишком многое. Чаще всего фей описывали, как «зеленых» женщин с подошвой странной формы и иногда крыльями за спиной. Причем, слово «зеленые» относится вовсе не к цвету кожи, на дошедших до наших дней изображениях мы чаще всего видим светлокожих красавиц с рыжими или золотыми волосами. Скорее всего, оно означает близость мифических существ к силам природы.

Согласно легендам, Кривапете жили в пещерах, лесах и близ горных ручьев. Обычно они ходили нагишом, а в одежду белого цвета облачались лишь во время запланированных встреч с представителями рода людского. С силами же природы их связывала не только духовная, но и физическая связь, она питала женских духов жизненными силами.

При этом Кривапете были существами крайне противоречивыми: с одной стороны, считалось, что они могут помогать крестьянам, например, подсказывать им удачную дату для начала посева зерна или сбора урожая. Беременные женщины нередко обращались к ним за помощью в родах, кроме того, феи были умелыми знахарками и целительницами.

Однако слишком уж сближаться с Кривапете людям не советовали, ведь крылатые женские духи в обмен на свои услуги могли забрать из крестьянской семьи ребенка, чаще всего, девочку, или погубить мужчину, если он умудрится их разозлить. Именно поэтому, бабушки долины Натизоне увещевали своих внуков держаться подальше от горных ручьев и пещер – любимых мест обитания Кривапете.

На берегу реки Натизоне

В том, что изображения фей украшали входы в пещеры, – нет ничего удивительного, ведь горные гроты издревле считались природным олицетворением женского лона, материнства и таинства рождения.

На сохранившихся фресках Кривапете чаще всего танцуют вокруг костра – древнего символа очищения. Происходит же ритуал в лунную ночь, что снова логично: Луна с ее циклом в 29 дней – еще один старинный символ женского начала. Окружают же Кривапете – красные демоны. По мнению многих ученых-фольклористов, лица демонов, искаженные в гримасе бессильной злобы, олицетворяют человеческие страхи, пороки и болезни.

Еще одна особенность внешности фей долины Натизоне – зачастую их лица скрыты под густыми волосами. Исследователи полагают, что традиция прятать лица связана сразу с несколькими суевериями, описанными в мифах. Во-первых, считалось, что простым смертным небезопасно заглядывать в глаза к духам, а, во-вторых, подобным образом сами феи стремились не раскрывать посторонним свою личность. Это помогало им сохранить свободу, ведь человек, увидевший лицо Кривапете, мог получить власть над ней, да и истинная свобода, согласно традиции, всегда безлика.

Не менее любопытен и следующий момент. Некоторые исследователи думают, что легенды о Кривапете – не просто обыкновенный вымысел, что зиждется на распространенном практически у всех народов культе поклонения природе. Скорее всего, в долине Натизоне в древности существовало сообщество женщин-целительниц, живших обособлено от деревень и практиковавших языческие ритуалы.

Вероятно, они нередко использовали в качестве постоянной жил.прощади местные пещеры, ведь, как известно, там всегда стабильная температура воздуха: летом – нежарко, а зимой тепло. К ним, на самом деле, могли обращаться за медицинской помощью захворавшие крестьяне, и, конечно, они были повитухами. Да, действительно, они могли требовать у крестьян детей в качестве оплаты за свои услуги, ведь нужно же им было каким-то образом пополнять свои ряды, а обычай скрывать лица под волосами происходит, скорее всего, от постоянных гонений на ведьм, появившихся в христианскую эпоху. Странная же форма ступней может объясняться тем, что эти женщины большую часть своей жизни бродили по горам, так что их ноги могли незначительно деформироваться. Позже орден Кривапете исчез, оброс многочисленными легендами, и сейчас нам напоминают о нем лишь редкие фрески, что изредка встречаются на стенах крестьянских домов и в пещерах долины Натизоне.

 

Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com

   с нами в pinterest   

error: Копирование материалов сайта www.trip-point.ru запрещено. Если вы хотите использовать наши тексты, свяжитесь с нами по имейл info@trip-point.ru или julia.malkova@gmail.com