Инсбрук: главные достопримечательности города в историях о любви
Если в следующем горнолыжном сезоне вы решите отправиться кататься на горных лыжах в австрийский Тироль, то советуем вам на денек-другой отвлечься от покорения склонов и отправиться в Инсбрук.
Инсбрук — город маленький, но удаленький, в том смысле, что обойти его историческую часть можно за час, зато каждый объект в центре города заслуживает долгого и обстоятельного рассказа. Немаловажно, что город — атмосферный, он расположен у подножия хребта Карвендель и со всех сторон окружен горами, так что любоваться заснеженными вершинами Альп вы сможете, не покидая центр.
Многие склоны гор так же предназначены для катания, поэтому, если заскучаете по горным лыжам, то вам нужно будет всего лишь воспользоваться фуникулером Нордкеттенбан, что находится прямо в городе. На нем вы доедете до вершины горы, окажитесь на склоне и сможете кататься с видом на столицу Тироля. Сегодня же мы расскажем о трех главных достопримечательностях исторического центра Инсбрука, а, чтобы читать было не скучно, свяжем рассказ о каждом объекте с историями о любви.
ДОМ С ЗОЛОТОЙ КРЫШЕЙ: ДВЕ ЖЕНЫ ИМПЕРАТОРА МАКСИМИЛЬЯНА
Дом с золотой крышей — самая известная достопримечательность города. Это резиденция эрцгерцога и императора Священной Римской империи Максимилиана Первого, правившего Германией, Австрией и Тиролем в конце пятнадцатого-начале шестнадцатого веков. Расположена она в пешеходном центре города, так что не заметить ее вы не сможете. Свое название дом получил из-за знаменитой «золотой королевской ложи», которая представляет собой эркер, а крыша конструкции выложена позолоченной медной черепицей.
На фото: знаменитый дом с золотой крышей
С балкона эркера император мог наблюдать за театральными уличные постановками, праздниками, турнирами и, конечно же, казнями, куда же без них! У многих возникает вопрос: «Почему золотая крыша выполнена не из золота?» Ответ прост и прозаичен. Максимилиан Первый был не настолько богат, чтобы использовать для декора эркера золото, поэтому и повелел выложить крышу своей резиденции блестящими на солнце пластинками меди. Но в то время далеко не все могли отличить золото от меди, так что на многих гостей дом с золотой крышей производил поистине благоговейное впечатление. «Ничего себе, какой богач правит этой страной», — думали люди. Словом, пусть и пыль в глаза, но пиар получался отменным.
На фото: императорский балкон дома с золотой крышей
Впрочем, раз уж мы взялись говорить о любви, то давайте обратим внимание на фамильные гербы, что размещены на фасаде эркера. Из них на общем фоне выделяются два, на одном — пара грозных львов, на втором — змея, пожирающая младенца. Гербы примечательны тем, что иллюстрируют непростую семейную жизнь императора Максимилиана. Началось все позитивно. Первой женой императора была Мария Бургундская, графиня Голландии и единственная дочь Карла Смелого, на ее гербе изображена пара львов. Этот брак по меркам того времени был не просто удачным, а на редкость счастливым. Максимилиан обожал молодую супругу, в своих письмах он называл ее «красивейшей женщиной, какую когда-либо видел», да и Мария тоже питала к своему мужу самые нежные чувства. Об свидетельствует пикантный факт — после свадьбы супруги решили не устраивать себе раздельные спальни, а спать в одной постели — невиданное по тем временам желание для представителей аристократии.
Картина Бернхарда Штригеля «Император Максимилиан с Марией Бургундской, детьми и внуками»
Результат не заставил себя ждать — за пять лет брака Мария подарила Максимилиану двух наследников и была беременна третьим ребенком, когда в 1482 году трагически погибла на охоте, упав с лошади. Говорят, Максимилиан до конца своей жизни скорбел по погибшей супруге, к примеру, миниатюра, иллюстрирующая трагический эпизод с гибелью Марии, украшала часослов Максимилиана, кроме того, император постоянно чеканил изображение любимой на монетах и медалях, заказывал ее портреты, более того, после смерти по завещанию императора его сердце было отправлено в Брюгге и похоронено рядом с гробницей Марии. Местные жители считают, что герб Марии Бургундской на фасаде дома с золотой крышей — донельзя красноречивое доказательство счастья императора в семейной и личной жизни, ведь фаллос одного из львой на эмблеме дома Бургундских герцогов не просто стандартно вздернут вверх, но выполнен с особенным вниманием к анатомическим деталям, мол, таким образом создатель герба для резиденции императора подчеркнул, что брак Максимилиана и Марии Бургундской был счастливым и плодовитым.
На фото: фамильные гербы на фасаде дома с золотой крышей
А вот на гербе второй супруги Максимилиана — Бьянки Марии Сфорца, представительницы известной миланской династии, изображена змея, пожирающая младенца. Местные верят, что это — знак, ведь второй брак императора был неудачным. И, правда, супруги не испытывали друг к другу ни малейшей симпатии, детей у них не было, да и на самой свадьбе, которую, к слову, организовывал в Милане Леонардо да Винчи, Максимилиан присутствовать не смог, а роль жениха исполнял его представитель. В первую брачную ночь представитель императора на одну минуту лег в постель с Бьянкой Марией, и женитьба была признана консуммированной. Но, хотя вторая женитьба Максимилиана была неудачной даже по критериям пятнадцатого века, никакой символики в том, что на гербе фамильного дома Бьянки Марии изображена змея, пожирающая младенца, усматривать не стоит. Знаменитая эмблема со змеей — просто герб сардинского рода Висконти, правившего Миланом с 1277 по 1447 год. Затем Милан вместе с семейным гербом унаследовал Франческо Сфорца, основатель династии Сфорца. Так что, иногда сны просто сняться, а змеи и младенцы на гербе — просто змеи и младенцы на гербе.
ЦЕРКОВЬ ХОФРИХЕ: ЧЕРНЫЕ СТАТУИ И СНОВА О ЛЮБВИ
Вторая значительная достопримечательность Инсбрука, опять же связанная с именем императора Максимилиана — церковь Хофрихе. Максимилиан, которого еще называют последним рыцарем Европы, планировал, что в Хофрихе будет устроен его личный монументальный мавзолей. В центре церкви — мраморный саркофаг, вот только тела императора в нем нет, Максимилиан покоится под ступенями алтаря капеллы Святого Георга в Нойштадте, а его сердце, как мы писали выше, похоронено в Брюгге.
Главное, ради чего стоит посетить церковь — огромные бронзовые статуи предков и родственников императора, в числе которых и жены Максимилиана. Предполагалось, что статуй будет 40, но мастера изготовили только 28 бронзовых фигур — после смерти Максимилиана его потомки решили не тратиться и положили конец дорогостоящей забаве, но даже частичная реализация амбициозного замысла императора впечатляет всех и каждого.
Статуи монарших особ выше человеческого роста (около 200-250 метров в высоту), и их часто называют «черной свитой Максимилиана». Несмотря на то, что отлиты они из бронзы — ассоциации с восковыми фигурами у вас возникнут непременно, ведь художественное моделирование фигур делали как раз с использованием воска и глины.
В результате лица у бронзовых великанов — как живые, а каждая деталь костюма выполнена с удивительной тщательностью, можно разглядеть и рисунок из кружев на рукавах, и фактуру ткани на бантах туфлей. Главный в черной свите Максимилиана — легендарный король Артур. Это логично, ведь император Священной Римской империи (данный титул Максимилиан получил в 1508 году) не мог не считать короля Артура своим предком. А еще именно в Хофкирхе находится крупнейший в мире орган, он датирован 1500 годом и дожил до наших дней практически без изменений.
Ну и о любви. Если отвлечься от бронзовых статуй и заглянуть в Серебряную капеллу церкви, которая получила свое название от установленной здесь серебряной статуи Девы Марии, то можно заметит, что статуя Мадонны как бы склонилась в сторону могилы другого правителя Тироля — эрцгерцога Фердинанда II. Рядом же можно увидеть гробницу из белого мрамора, здесь покоится первая супруга эрцгерцога — Филиппина Вельзер.
На фото: гробница Филиппины Вельзер
Любопытно, что происходила Филиппина из рода предпринимателей и патрициев Вельзеров, то есть стать женой эрцгерцога происхождение ей не позволяло. Тем не менее, правитель Тироля и сын императора Фердинанда I тайно обвенчался со своей возлюбленной в 1557 году, после чего Филиппина целых шесть лет жила в замке Кршивоклат, где ее и навещал супруг. О тайном браке своего сына император Фердинанд I узнал через два года после женитьбы, в 1559 году. Брачный союз император полностью не признал, а дети, родившихся в браке, были исключены из линии наследования Габсбургов, однако им были присвоили дворянские титулы, да и в целом император не стал настаивать на том, чтобы его сын немедленно разорвал отношения с Филиппиной.
Портрет Филиппины Вельзер
Когда же после смерти своего отца Фердинанд II стал правителем Тироля, он перевез жену и детей в замок Амбрас. Говорят, будучи женой правителя Тироля, Филиппина посвящала себя благотворительности и медицине, скончалась же первая супруга Фердинанда II в 1580 году и была похоронена в Хофкирхе. Кстати, официально Папой Римским тайный брак Фердинанда II был признан лишь в 1576 году, то есть за 4 года до смерти Филиппины, когда их старший сын Андреас стал готовиться к посвящению в кардиналы. Андреас должен был доказать, что он был рожден в легитимном браке, Папа выслушал Фердинанда II, принял его клятву, и морганатический брак Филиппины Вельзер с правителем Тироля признали законным.
ДВОРЕЦ ХОФБУРГ — ПОДАРОК НА СВАДЬБУ
Девиз Габсбургов: «Пусть другие воюют — ты же, счастливая Австрия, женись», конечно, знают все, и самая могущественная правительница в истории страны, основательница Лотарингской ветви династии Габсбургов Мария Терезия этому принципу следовала строго.
На фото: портрет семьи Марии Терезии во дворце Инсбрука
Всех своих детей она выдала замуж и женила по расчету, исключением стала лишь любимица матери — принцесса Мария Кристина. Ей могущественная Мария Терезия простила и слишком близкую дружбу с женой ее брата Иосифа Изабеллой Пармской (хотя при дворе ходили слухи, что девушки не только дружили), а потом позволила выйти замуж по любви за бедного родственника герцога Альберта Саксен-Тешенского, более того, грозная Мария Терезия даже пожаловала зятю Тешинское герцогство. Остальные же дети Марии Терезии (она становилась матерью 16 раз, и только трое из детей не дожили до совершеннолетия) вступали в брак с теми, с кем им было велено. Меньше всего повезло печально известной Марии Антуанетте, а дворец Хофбург, который сегодня считается одной из главных достопримечательностей Инсбрука, был перестроен как раз по случаю свадьбы сына Марии Терезии Леопольда II на Марии-Луизе Испанской.
На фото: дворец Хофбург в Инсбруке
Свадьбу будущего императора Священной Римской империи играли в Инсбруке по занятной причине, дело в том, что Мария-Луиза Испанская была очень нехороша собой: длинный нос, узкое лицо и близко посаженные глаза. Поэтому еще на стадии помолвки всем было понятно, что смотра при дворе в Вене инфанта просто не выдержит. Решили вопрос просто: свадьбу и празднества перенесли в Инсбрук, дабы провести мероприятие в более камерной обстановке. Кстати, когда Леопольд II увидел свою нареченную, он сообщил матери: «Я думал, что все будет хуже». Брак и, правда, получился вполне удачным, за 21 год супружеской жизни Мария Луиза родила своему мужу 16 детей, из которых все кроме двоих дожили до совершеннолетия.
На фото: главный зал королевского дворца
Сегодня в залах дворца Хофбург можно увидеть императорские интерьеры и многочисленные портреты представителей Лотарингского дома династии Габсбургов, стены же главного зала украшают портреты многочисленного семейства Марии Терезии. Еще из любопытного, частично апартаменты дворца сегодня сдаются частным лицам, так что, если денег хватает, то в Инсбруке можно взять в долгосрочную аренду квартиру, которая устроена в королевском дворце Габсбургов.
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com