Магические традиции Исландии: о том, почему они живы, любовных ритуалах, суевериях и музее черной магии
В Исландии традиции рунической магии скандинавов живы по сей день, ведь, хоть страна и приняла христианство в 1000 году (хотя некоторые историки склонны считать, что это произошло летом 999 года), а идолы языческих богов были ритуально скинуты в водопад Годафосс (исл. Goðafoss), миссионеры особенно жестко местных жителей не контролировали.
Тут стоит обратиться к истории принятия христианства в Исландии. Заселение острова скандинавами произошло в IX и X веках. Подавляющее большинство поселенцев поклонялись Асам, а потому очень скоро христианство в Исландии было просто-напросто забыто. С 980 года на остров начали прибывать миссионеры, одним из первых был исландец Торвальд Конрадссон, которого сопровождал германский епископ Фридрек, но уже очень скоро пара проповедников была вынуждена покинуть страну, поскольку прием им тут был оказан по-исландски холодный, и очень скоро между проповедниками и местными жителями разгорелся конфликт, в котором были убиты 2 человека.
Вторым обратить Исландию в христианство попытался король Норвегии Олаф Трюггвасон, он отправил на остров исландца Стефнира Торгильссона, который до этого успешно христианизировал Фареры и часть Норвегии. Стефнир разрушил несколько храмов языческих богов, после чего был признан человеком вне закона — то есть убить его мог любой, а потому потерпевший неудачу проповедник спешно бежал в Норвегию.
На фото: черная церновь на полуострове Снайфедльснес (Snæfellsnes)
Ничего не вышло и у следующего миссионера — священника по имени Тагнобранд, который сменил Стефнира на посту, он тоже бежал с острова и по прибытии сообщил королю Олафу Трюггвасону, что исландцев христианизировать невозможно, ибо они люди дикие и страшные. Тогда Олаф применил излюбленный и сегодня прием всех политиков — он наложил на Исландию эмбарго — то есть, закрыл все порты Норвегии для исландских судов, а тех моряков, что находились в его владениях, взял под стражу.
На фото: морской берег близ деревушки Thorshofn
В результате исландское общество разделилось, одни посчитали, что лучше принять христианство ради возможности торговать с главной страной-партнером, другие же выступали за сохранение веры в Асов. Напряженность в обществе была настолько высокой, что дело запахло кровью, то есть — гражданской войной. Тогда представители обоих партий встретились на Альтинге в долине Тингведлир (Þingvellir), и решили, что христианство они все-таки примут, но на своеобразных условиях.
На фото: долина Тингведлир, именно здесь было принято решение о переходе в христианство
Мол, официально мы — христиане, и даже скинем идолы богов в водопад, но при этом церковь не будет мешать нам оставлять на улице на ночь новорожденных девочек — этот обычай был и ритуальным жертвоприношением богам, и весьма негуманным местным способом контролировать рождаемость, а также есть конское мясо, что осуждала церковь, верить в скрытых жителей (гоблинов и эльфов), а заодно совершать языческие ритуалы и магические обряды в собственных домах или же на природе, но вдали от посторонних глаз.
На фото: лес и покрытые мхом поля близ Рейкьявика
После этого идолы богов были ритуально скинуты в водопад Годафосс, название которого переводится с исландского, как «водопад богов». Некоторые исследователи склонны считать, что свое имя водопад получил как раз после данного акта, другие же говорят, что он так назывался и прежде, мол мощные потоки воды у местных жителей ассоциировались с главными скандинавскими богами: Тором, Одином и Фрейром.
На фото: водопад Годафосс (Goðafoss) Исландия
Постепенно обычай оставлять на холоде новорожденных девочек сам сошел на нет, а вот конину в Исландии едят до сих пор, в чем можно убедиться, побывав в ресторанах за пределами Рейкьявика. В эльфов и троллей тут тоже по-прежнему верят: едешь по острову и то и дело замечаешь характерные камни с рисунками в виде домиков — считается, что в них живут скрытые жители, и, например, если на острове нужно проложить дорогу, а на пути стоит подобный особенный камень, местные власти могут призвать ведьм, дабы посоветоваться с ними — какой ритуал совершить, чтобы безболезненно переместить жилище скрытого жителя туда, где оно не будет мешать общественному движению.
На фото: камни-домики, в которых живут тайные жители
Глыбы застывшей лавы, которые, к примеру, можно увидеть на черных пляжах Вик, тут по прежнему считают троллями, окаменевшими при солнечном свете. Более того, здесь до сих пор можно устроить и бракосочетание по скандинавскому языческому обряду, и оно будет считаться официальной процедурой. Жрецы, кстати, венчают и гомосексуальные пары, а еще в Исландии ведется строительство храма скандинавских богов.
На фото: вулканические камни, которых считают окаменевшими троллями близ деревни Вик
Всего же к язычникам — последователям религиозного движения Ásatrúarfélagið — в Исландии себя до сих официально причисляют 2400 человек, что не так уж и мало, ведь на острове живет немногим больше 330 000 человек. Прочие — по большей части не углубляются в теологические поиски себя, но, к примеру, те же Yule Lad — злобные языческие духи, которые, согласно поверьям приходят в исландские города накануне Рождества, дабы наворовать еды, спутать шерсть овец, испортить имущество и даже утащить в горы непослушных детей и съесть их там — этим занимается страшная кошка Йолокоттурин — важный персонаж народного фольклора, в Исландии почете, и никакой Санта-Клаус не может занять их место в сердцах местных ребятишек.
На фото: злобные духи Yule Lad
Тем же, кто серьезно интересуется магическими традициями исландцев, нужно отравляться в Хоульмавик (Hólmavík) — малюсенькую деревушку, что находится на северо-западе острова. Сама деревня ничего особенного собой не представляет, хотя расположена она близ озера Миват со знаменитыми «лунными» кратерами потухших вулканов и долины Хверир, где на поверхность красно-желтой земли выбиваются струи горящего пара. Но именно в Хоульмавик открыт музей Исландского колдовства и черной магии, найти его труда не составит, деревня-то — малюсенькая, в ней проживает всего 375 человек.
На фото: деревушка Хоульмавик
Музей был основан в 1996 году, и это не просто место, где выставлены обнаруженные на территории Исландии артефакты, тут ведется и серьезная исследовательская работа по расшифровке древних манускриптов, а также проводятся реконструкции обрядов исландских ведьм. В самом музее можно увидеть начертанные на деревянных балках домов Áraletur — скандинавские руны, или инсталляции ритуалов. Тем, кто хочет погрузиться в тему основательно, имеет смысл пожить на некоторое время в деревне, чтобы принять участие в семинарах, посвященных традициям колдовства в Исландии и даже в местных магических ритуалах.
На фото: Музей исландского колдовства и черной магии
Мы же решили поделиться с вами несколькими ритуалами любовной магии, описанными в исландских манускриптах шестнадцатого века, которые мы узнали в Хоульмавике. Сразу хочется отметить, исландцы в том, что касается любовных дел, были народом не слишком поэтичным. Например, в их сагах описанию чувств героев не уделено совсем никакого внимания. Вместо шекспировских страстей вы обнаружите там лишь сухое перечисление фактов: такой-то женился на той-то, а потом убил ее за то, что она сожительствовала еще и с тем-то. Любовную страсть исландцы в древности зачастую считали разновидностью болезни, которую с легкостью «подцепляли» молодые люди, а вот «иммунитет девушек» к этой «заразе» был в разы более высок. Поэтому практически все магические ритуалы исландцев ориентированы на то, чтобы мужчина мог соблазнить девушку, ну или жениться на ней — в зависимости от его порядочности и семейного статуса. А построены они на древних рунескриптах — рунических талисманах в виде надписи, то есть магических знаках, которые было необходимо наносить на тело или предметы, зачитывая при этом правильные слова, дабы магическое действо не отразилось на здоровье и психологическом состоянии колдующего и его близких.
ЛЮБОВНЫЕ МАГИЧЕСКИЕ ЗНАКИ И РИТУАЛЫ
1. Данный символ влюбленный мужчина должен был нанести своей кровью на ладонь руки, мысленно сконцентрировавшись на образе любимой. Считалось, что это поможет ему соблазнить ее.
2. А вот эти знаки мужчина должен был начертить своим пальцем на ладони любимой и произнести вслух Morsa Orsa Dorsa, дабы она ответила на его чувства. Ритуал чаще всего предназначался для пар, которым предстояло пожениться, и использовался в том случае, если девушка была холодна к своему нареченному.
3. Рунескрипт на картинке ниже мужчина должен был вырезать тем самым ножом, который он использовал для еды, на хлебе и сыре. После этого сыром и хлебом надлежало накормить ту женщину, которую он собирался влюбить в себя.
4. Если же девушку хотелось просто соблазнить, данные магические символы предлагалось тайно вырезать у нее на кровати. Затем нанести на знаки свою собственную кровь, дабы активизировать действие рунескрипта. После на кровать девушки нужно было лечь самому, некоторое время оставаться там, а после того, как ничего не подозревающая девица проведет ночь на заколдованном ложе, по утру оказаться первым, кого она увидит.
5. Семь знаков для соблазнения девицы. Их предлагалось вырезать на палке — фаллическом символе, а затем подложить палку под одеяло в постель девушки.
6. Если же мужчине хотелось влюбить в себя юную особу, то эти символы ему нужно было нанести слюной на кисть своей руки, а затем пожать руку той дамы сердца, внимания которой он добивался.
7. Знаки для того, чтобы соблазнить жену другого мужчины. Их нужно было нанести краской на ладонь, затем сбрызнуть собственной кровью, надрезав грудь с правой стороны, а потом заряженной рукой пожать руку женщины.
8. А вот символы надлежало вырезать стальным оружием на кровати девушки, любовь которой стремился получить мужчина.
9. Если же пара нареченных друг от друга нос воротила, то для таких случаев был предусмотрен следующий ритуал. На листья живого дерева наносился данный рисунок, после чего ничего не подозревающую пару отправляли гулять близ магического дерева. Считалось, что это способствует зарождению сексуального влечения.
10. Ну и напоследок — забавное. Этот магический знак применялся для того, чтобы жених мог выяснить, девственница ли его невеста. Символ нужно было вырезать на сыре, а затем скормить заряженный продукт невесте.
Если, съев сыр, юная особа начинала чувствовать жажду и шла за водой — это означало, что она уже не девица.
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com