Куда отправиться из Зальцбурга: Хелльбрунн – дворец и парк с фонтанами-шутихами
Расположенный близ Зальцбурга дворцовый комплекс Хелльбрунн – место, которое я искренне рекомендую посетить всем без исключения. Это отнюдь не аналог царственного Версаля или Петергофа – на мой насмотренный взгляд самой роскошной летней резиденции монархов.
Элегантные сады Боболи Хелльбрунн тоже напоминает весьма отдаленно, хотя, заметно, что итальянские архитекторы Сантино Солари и Донато Масканьи при создании местных гротов вдохновлялись опытом флорентийских коллег. Главная особенность Хелльбурнна в том, что это – не просто дворцовый комплекс в стиле барокко с обязательными статуями в саду, а этакий аналог современного парка аттракционов, что был построен аж в XVII веке. Любопытно? Тогда краткая историческая справка. Хелльбрунн возвели по заказу зальцбургкого князя-архиепископа Маркуса Ситтикуса, причем проект комплекса ему, как говорится, продали итальянские архитекторы Сантино Солари, ранее построивший Кафедральный собор Зальцбурга, и Донато Масканьи.
Дело в том, что Маркус Ситтикус регулярно страдал от депрессий, вот архитекторы и предложили ему нестандартное решение для регулярного повышения настроения: парк с механическим театром и (главное!) с фонтанами-шутихами. Идея была следующей: высокая публика приезжает в парк к архиепископу, гуляет, расслабляется, пьет вино, а когда присутствующие на празднике жизни окончательно расслабятся и дойдут до нужной кондиции, специальный служитель станет включать припрятанные в саду секретные потешные фонтаны и поливать собравшихся ледяной водой. Поднимутся визги и крики. Мокрые гости попытаются убежать, начнут падать в лужи, а довольный и, что характерно, сухой архиепископ станет наблюдать за царящей суетой, смеяться над потерявшими самообладание аристократами, и, как говорил Гришковец, «настроение его улучшится».
Сказано – сделано. Причем в кратчайшие сроки. Комплекс был закончен всего за три года, его построили с 1612 по 1615-й, а для насыщения водой фонтанов архитекторы, бывшие и отличными инженерами, использовали подземные родники с термальной водой, коих на месте постройки комплекса – великое множество. При этом епископ в Хелльбрунне никогда не жил на постоянной основе, парк и дворец всегда рассматривались лишь им, как место для увеселения.
Первое, что видишь, попав в Хелльбрунн, – бассейн, в котором важно плавают не какие-нибудь карпы, а благородные стерляди. За ним – полукруглая скульптурная группа с Аполлоном в центре, а перед ним – обеденный стол, во главе которого важно восседал епископ. Где же фонтаны? Да, вот они, перед вашим носом! Хотите убедиться? Будьте добры, присядьте за стол. Удобно устроились? Ничего не подозреваете? А вот получите! Служитель парка нажимает на кнопочку и прямо из стула, на котором вы так удачно расположились, вырывается струя холодной воды. Вторая, для усиления эффекта, стреляет в вас уже из центра стола, в результате вы оказываетесь мокрым, взъерошенным и совершенно потрясенным! Что характерно, место епископа остается сухим и безопасным – Сатино Солари рассчитал все идеально!
Дальше идем гулять по парку и попадаем настоящую страну чудес. Одна из местных пещер, созданных для того, чтобы гости могли укрыться в ее прохладе от летней жары, спроектирована таким образом, что создается иллюзия, будто ее стены держаться исключительно на честном слове и вот-вот рухнут. Представляете, как себя чувствовали аристократы, очутившимся здесь?
Невольно хочется сказать, ну и шуточки у вас, господин архиепископ, прямо в стиле барина Троекурова из повести «Дубровский»! На входе же в грот красуется фонтан с Нептуном, парой морских коней и маской некого мифического существа, что отчаянно водит глазами и периодически неблагообразно высовывает из приоткрытого рта алый язык.
Идем дальше и попадаем в подлинный рай земной. В этом зале все стены украшены ракушками наподобие кораллового грота, кстати, такой декоративный прием очень любили владельцы вилл в окрестностях Венеции. В центре помещения – не просто фонтан, а миниатюрный потешный пруд, на гладь которого из устроенного в стене пещеры отверстия выплывают игрушечные птицы. И все это сопровождается отчаянно громким птичьим пением, в котором среди многих голосов можно различить и кукушку, – невольно чудится, что оказался ранним майским утром в девственном лесу.
Секрет комнаты нам открыли позже. Выяснилось, что райское пение птиц создается с помощью шарманки, припрятанной в пристройке. Металлический валик с шипами-кулачками приводит в движение опять же вода, которую качает старинный насос, а звуки, симулирующие птичий свист и трели, уходят в соседнее помещение с помощью акустической системы труб. В этот момент мне искренне захотелось снять шляпу перед Сантино Солари и Донато Масканьи – это насколько же точно нужно было все рассчитать, чтобы создать подобное механическое чудо.
К слову, Маркус Ситтикус пусть и любил зло пошутить над своими гостями, но и самоиронии был не лишен. Доказательство тому – фонтан, который венчает корона архиепископа. Когда воду в источник только начинают подавать, венец взмывает к стеклянному отверстию в потолке, призванному ассоциироваться, конечно, с небесами. Но в финале символ власти земной и духовной ударяется о потолок и с громким звуком шлепается на землю – мол, летать-летай, но и о возможности падения помни постоянно.
Выходим из ниш Хелльбрунна и снова попадаем под перекрестный обстрел водометов – на этот раз секретные фонтаны-шутихи устроены на дорожках, ведущих в сад с механическим театром. Укрыться от них нет решительно никакой возможности. Только попытался увернуться и побежать в противоположную сторону, как сразу же попал под струю фонтана, установленного именно там, куда ты метнулся. Словом, выйти абсолютно сухим из водной перестрелки не выйдет даже у профессионального военного, обученного уворачиваться от пуль.
В финале отравляемся на прогулку по парку, где в зеленых нишах устроен аналог кукольного механического театра. Здесь установлены миниатюрные фигурки, иллюстрирующие известные античные мифы или бытовые сцены из жизни крестьян. Двигаются же игрушки благодаря гидравлическому приводу. Вот кукольное семейство сельских жителей крутит колесо, а сидящий на полу ребенок плюется водой.
Вот в центре фонтана стоит бедолага Актеон – персонаж древнегреческой мифологии, увидевший купающую Диану и за это обращенный в оленя, которого потом растерзали собственные собаки. А вот маленькая фигурка Аполлона грозит ножом фавну Марсию, что превзошел бога в искусстве игры на флейте и жестоко поплатился за дерзость: покровитель искусств подвесил своего конкурента за ноги и содрал с него кожу. Кстати, похоже, к этому мифу архиепископ Маркус Ситтикус питал особую любовь, мраморные скульптуры Марсия и Аполлона установлены и близ фонтана с короной – снова напоминание о том, что, даже если ты добился невероятных высот в своем деле, не стоит пытаться соперничать с богами.
Ну и главная жемчужина механического парка – каменный вертеп, изображающий средневековый город с ратушей, мастерскими, пекарями, портными и сапожниками.
В игрушечном городке живут своей жизнью аж 256 деревянных фигурок: они или вращаются на подставках, или приводятся в движение с помощью воды. Имеется здесь даже цирк с медведем – животное танцует под звуки встроенного в вертеп механического органа. Да, от подобной игрушки и сегодня бы не отказался даже самый избалованный ребенок на свете!
Словом, епископ Маркус Ситтикус знал толк в развлечениях. Идеальное время для посещения Хелльбурнна – жаркое лето: тогда неизбежное обливание холодной родниковой водой из фонтанов-шутих доставит вас лишь удовольствие, приезжать же сюда лучше с утра, когда в парке еще не слишком многолюдно.
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com