Дедушка Ямал: путешествие на Край земли
На Ямал редко добираются даже самые отчаянные путешественники. Сегодня мы публикуем рассказ Ивана Коблякова, который побывал на далеком полуострове.
Чтобы как следует представить себе полуостров Ямал, находясь при этом в мегаполисе, недостаточно выйти под осенний дождь и промокнуть насквозь. Влажность там, на Ямале, конечно, феноменальная. И ветра неприятные. И солнце из-за туч выглядывает редко.
Всё это может оказывать на человека гнетущее впечатление, почти такое же как, например, простуда. Но точно также, как на больного действует кружка горячего чая с лимоном и мёдом, действуют на человека пейзажи Ямала.
С неба не переставая льёт дождь, а ты идёшь себе по мягким тундровым кочкам из мха, багульника, карликовой берёзки и любуешься пёстрыми красками тундры. Осенью, под дождём, краски эти становятся особенно контрастными. Небо гризайлевого цвета, влажный блеск желтых, красновато-бардовых, тёмно-зеленых растений.
Там, где протаял мёрзлый грунт, появляются свинцово-синие озёра с высокими обрывистыми берегами. И эти озёра – своеобразное чудо, настоящий праздник для внимательного исследователя. Они не только радуют своей красотой, но и задают множество вопросов.
Как долго росли эти озёра? Будут ли расти дальше из-за потепления? Откуда взялись клинья сизоватого льда, которые обнажаются по берегам под действием волн? Все эти вопросы роятся в голове, словно орды комаров. Отвечать на них – учёным, которые занимаются вечной мерзлотой, прогнозируют развитие опасных геологических процессов.
Своевременные и точные ответы специалистов помогают более осмысленно располагать объекты газовой промышленности: там, где растёт овраг или тают мёрзлые грунты, лучше уже ничего не строить. Сколько дорог и других объектов инфраструктуры были обречены ещё на стадии планирования! Но природа в этом ничуть не виновата. Человек сам должен соображать, где лучше построить тот или иной объект и предугадывать последствия строительства.
Не секрет, что природный газ – главный ресурс полуострова Ямал. В Ямало-Ненецком автономном округе добывается 90% всего российского газа и 22% мирового! Но мало кто знает, как живут газовики. На Ямал они приезжают на сезонные работы по самой северной в мире железной дороге, которая тянется от станции Обская до станции Харасавей. Поезд идёт очень медленно. Колёса стучат лениво, а за окном нет-нет, да и появится какой-нибудь ненецкий удалой оленевод верхом на упряжке: «смотри-ка, а на оленях-то всё равно быстрее!»
Ненцы – исконные жители полуострова. Кстати, само слово Ямал в переводе с их языка означает «конец земли». В середине XIX века так же назывался небольшой ненецкий род. Интересные это люди, ненцы, – со своей особой культурой, традициями, о которых уже написано немало книг… Живут ненцы не только на Ямале, но и в Архангельской, Мурманской областях, в Ненецком, Ханты-Мансийском округах, на Таймыре, в восточной части Гыданского полуострова.
Их самоназвание «ненэць» означает «человек», «ненэй ненець» — настоящий человек. До 1930-го года их называли самоедами или самоедами-юраками. Традиционные занятия ненцев – оленеводство, охота, рыбная ловля. В оленеводстве ненцам нет равных. Огромные стада домашних оленей кочуют по Северу, под присмотром внимательных и заботливых ненцев-оленеводов.
Но вот ненецкая упряжка и ненецкий чум, от которого в небо поднимается сизый дымок, остаются позади, а медленный поезд наш движется дальше и прибывает, наконец, на железнодорожную станцию. Отсюда сезонных рабочих, приехавших потрудиться на благо газовой промышленности России, а заодно и за длинным рублём, отвозят в небольшой посёлок на внушительных размеров автомобилях – Уралах. В кузове Урала просторно, а неровности дороги почти незаметны благодаря мощным колёсам грузовика.
Посёлок, где живут газовики – это особый мир, в котором огромное внимание отводится комфорту. Возвращаясь из трудных маршрутов, рабочие должны ощущать тепло и уют родного дома. Поэтому, каждая квартира в общежитии оборудована тёплыми батареями, удобными кроватями.
Есть здесь даже отдельные комнатки-сушилки, где можно просушить насквозь промокшие под дождём вещи. В здании, где отдыхают после тяжелого трудового дня рабочие, есть магазин, столовая, бильярдная, сауна, комната для игры в настольный теннис. И всё это – под одной крышей, надёжно укрывающей от непогоды.
Туристы на Ямал вряд ли поедут. Здесь можно встретить только работяг, занимающихся добычей природного газа, да ненцев-оленеводов. После того, как территорию полуострова перегородили газопроводами, кочевать ненцам стало труднее. Но, к счастью, конфликты между газовиками и кочевниками существуют только на бумаге. На деле всё обстоит мирно.
И вот уже рядом со зданием общежития появляется небольшая семья ненцев. Все они одеты в цветные национальные костюмы из плотного материала, который защищает от ветра и непогоды. Привезли на продажу рыбу. В выставленной напоказ бочке несколько огромных налимов, которых выловили где-то неподалёку. Самый большой из них – чуть ли ни метр в длину. Или так только кажется, а на самом деле размер рыбы не такой уж и большой? Налим пахнет тиной и сыростью, но только до тех пор, пока не окажется на сковородке. Рыбу у ненцев быстро разбирают. Несмотря на то, что в столовой общежития кормят вкусно, северная рыба – деликатес и высоко ценится не только местными, но и приезжими.
Объекты газовой инфраструктуры делают полуостров Ямал похожим на поле очень хорошо продуманных экспериментов, которые после многих лет, пока складывалась газовая промышленность, наконец приобрели отлаженный и законченный образ. Глубокие скважины соединяют недра с поверхностью. Под большим давлением газ выходит наружу, поступает в трубы, а по ним уже – в деревни и посёлки, города и страны. Поразительно, сколько энергии таит в себе полуостров! Иногда на площадках, где добывают природный газ, над поверхностью тундры загораются огненные факелы. Газ поджигают, чтобы нормализовать давление. Если случайно оказаться рядом, чувствуешь этот жар, эту невероятную энергию земли.
Если бы не добыча газа, полуостров Ямал со своими затяжными дождями и промозглым осенним небом, был бы похож на старого деда с длинной седой бородой и глубокими морщинами – совсем как тот водяной из мультфильма, с которым никто не водится. Но пришли люди и расшевелили «старика». Теперь он – достояние России, основной её кормилец и вдохновитель не одного поколения тех, кто решил связать свою судьбу с Севером и богатствами его недр.
Фото в статье Ивана Коблякова
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com