Охота на бабочек: Владимир Набоков в Монтрё
Набоков – самая знаменитая персона Монтрё, маленького городка на озере Леман, оно же Женевское. Хотя писатель и не единственный творческий человек, выбравший для себя живописные виды Лемана.
По соседству – Веве, где обосновался Чарли Чаплин, в Лозанне – Габриэль Шанель, в Морже – Одри Хэпберн. Но Монтрё, Монтрё – полностью «набоковское». Здесь писатель прожил свои последние благополучные годы, на местном кладбище он похоронен вместе с женой Верой.
На фото: Владимир Набоков на балконе Montreux Palace
Мы прошлись по значимым для писателя местам – набережная, отель Montreux Palace, ставший ему домом, любимая кондитерская Zurcher, Альпы, куда страстный лепидоптеролог взбирался в поисках бабочек. А было так. К 1961 году Владимир Набоков с женой Верой перебрался в Европу из Америки. Благодаря внушительным гонорарам за «Лолиту» и мировому успеху писателю больше не нужно было преподавать, впервые он мог зажить, как хочется.
На фото: Набоков с женой Верой идет охотиться на бабочек
Виктор Пелевин пишет в «Священной книге оборотня»: «Набоков проговаривается не тогда, когда описывает запретную прелесть нимфетки. Страницами не проговариваются, страницами сочиняют. Он проговаривается тогда, когда скупо, почти намеком упоминает о внушительных средствах Гумберта, позволявших ему колесить с Лолитой по Америке. Писателю мечталось, конечно, не о зеленой американской школьнице, а о скромном достатке, который позволил бы спокойно ловить бабочек где-нибудь в Швейцарии».
На фото: чета Набоковых на берегу озера рядом с отелем
Итак, получив наконец заслуженный достаток, Набоковы путешествовали по Европе. Во время поездки по Швейцарии они остановились в городке Монтрё. Среди новых богемных знакомых пары оказался актер Питер Устинов, который порекомендовал им отель Montreux Palace (в интерьерах которого он снимал фильм с Софи Лорен «Леди Л»).
На фото: отель Montreux Palace, где жил Набоков
Montreux Palace – отель в стиле Belle Époque, выстроенный на берегу озера Леман в 1837 году. Отель всегда привлекал артистическую публику, кроме Устинова там бывали Нижинский с Дягилевым. Поначалу супруги планировали провести на озере всего несколько месяцев, но в итоге Montreux Palace стал их домом на 16 лет. Поначалу супруги занимали два номера на 3 этаже, но затем перебрались в большой сьют под крышей и с балконом в видом на озеро.
На фото: балкон номера, где жил Владимир Набоков
Ныне The Nabokov Suite площадью в 45 квадратных метров и с почти не изменившейся обстановкой (мебель та же, что и при писателе) – хит Montreux Palace, забронировать будет непросто. Зато бальные залы с пышной обстановкой в вашем распоряжении. Супруги жили очень уединенно, только изредка принимая визиты важных знакомых и прессы. Большую часть времени Набоков проводил за конторкой, где писал и переводил.
На фото: Владимир Набоков перед входов в отель Montreux Palace
Свой моцион он описывал так: «Моя жизнь здесь очень размеренна. Я встаю рано, около 7 часов утра, проглатываю фруктовый сок, облачаюсь в свою домашнюю рясу и становлюсь за аналоем писать. Поработав час или два, я съедаю очень скромный завтрак, тарелку корнфлекса, чашку кофе без сахара, и жена прочитывает мне почту, иногда забавную и всегда обширную, после чего я вновь устраиваюсь за моим пюпитром.
На фото: Набоков в номере отеля
Около одиннадцати я бреюсь и принимаю ванну. Мы часто обедаем в городе. В два часа работа возобновляется, но, как правило, около полудня я покидаю конторку и погружаюсь в кресло со своими карточками». Набоков также признавался, что предпочитает общение с озерными утками и героями книг всем остальным. В свободное время писатель гулял по набережной, загорал на террасе отеля, играл в шахматы, читал газеты, перекусывал в городских кафе.
На фото: кафе Confiserie Zurcher
Одним из его любимых заведений была кондитерская Confiserie Zurcher. Она существует до сих, стоит туда отправиться. Меню с 1960-х хоть и поменялось, но можно представить, что проглатываешь такой же кофе и закусываешь шоколадкой, как это делал великий человек 50 лет назад.
На фото: кафе Confiserie Zurcher сейчас
Истинной страстью писателя были бабочки, а швейцарская ривьера весьма богата на ошеломляющие экземпляры. На охоту за бабочками он отправлялся в Альпы, как положено заядлому лепидоптерологу – в шортах, гольфах и ботинках для лазаний по горам.
На фото: Набоков охотится на бабочек
Летом, когда в Монтрё становилось слишком шумно от отдыхающих, супруги отправлялись в соседний горный Виллар (мы писали об этом месте здесь), а также в Гштаад и Церматт. Набоков про Альпы: «Я обожаю горы. Я люблю гостить где-нибудь на тысячеметровой высоте и каждый день подниматься минимум до двух тысяч метров, чтобы ловить там альпийских бабочек».
На фото: памятник Владимиру Набокову в Монтре
Нет ничего более восхитительного, чем выйти ранним утром с сачком, подняться по канатной дороге в безоблачное небо, наблюдая за тем, как подо мной, сбоку, поднимается тень воздушного стула с моим сидячим силуэтом и тенью сачка в руке, она стелется по склону, колеблется под ольховыми деревьями, стройная, гибкая, помолодевшая, преображенная эффектом проекции, грациозно скользит в этом почти мифологическом вознесении». Собранная Набоковом коллекция бабочек (4323 экземпляра!) находится сейчас в запасниках Зоологического музея в Лозанне.
Для написания статьи использованы материалы книги Михаила Шишкина «Русская Швейцария».
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Людмила Егоршина - Людмила Егоршина - в прошлом обозреватель журнала «Афиша» и ведущая рубрик о путешествиях, культуре и моде на сайте elle.ru. Объездила половину мира, но особую склонность питает к культуре Азии и итальянской кухне.