Эль Калафате: ледник Перито Морено в Патагонии
Рассказываем про национальный парк Los Glaciares в аргентинской Патагонии. Первая ассоциация с ледником Перито Морено (Perito Moreno) – чертоги Снежной Королевы.
Острые, как ломаный мрамор, верхушки бескрайнего ледника словно созданы для обитательницы холодного царства. Отчего-то при виде синевато-белых глыб в голову лезут и романы Сорокина «Лед» и «Голубое сало». Но пока нам, проснувшимся в 6 утра, не до ассоциаций.
Ночью мы прилетели в Эль Калафате из Буэнос-Айреса и из-за отмененных рейсов должны провести в магической Патагонии всего полдня вместо трех. Слово «Патагония» еще с детства казалось символом путешествия на край света и невообразимых приключений. «Дети капитана Гранта», 37 параллель южной широты, землетрясение в Патагонии, кондор, укравший Роберта, скитание по пампасам. Хотя действие романа происходит и в чилийской части, не суть.
Пока мы едем из города к национальному парку, начинается рассвет. И становится понятно, отчего патагонскую природу принято описывать с придыханием. Степь от восходящего солнца становится попеременно то золотой, то розовой, то оранжевой.
И куда ни кинь взгляд, с одной стороны – пустоши и горы, с другой гигантское озеро Аргентино, берега которого облюбовали фламинго. Пейзаж вроде земной, но из другой реальности. Все вместе – природа, холод, свет дают эффект, будто кто-то выкрутил резкость на картинке до максимума.
Мы путешествовали по Аргентине в июле, в Москве была жара, а тут за окном максимум 0 градусов, хотя из-за пронизывающих ветров ощущается гораздо холоднее. Так что берите с собой побольше теплых вещей, зимнюю куртку и нескользящую обувь – прогулки по национальному парку проходят по металлическим мосткам и ступенькам.
Наконец через час с лишним доезжаем до парка, на улице первое время привыкаем к тому, от ветра мерзнет все – от пальцев ног до кончика носа. Девушка-гид наливает мате из термоса в силиконовую походную чашу и делится рецептом – «это женский мате, с ромашкой и сахаром». Идея взять с собой продовольствие не будет лишней, так как на территории парка всего одно бестолковое кафе и дорогое к тому же.
Патагонские ледники – третья по величине концентрация льдов в мире, наследие таяния ледников четвертичного периода. Ледники располагаются у берегов озер Аргентино и Вьедма. Патагонию делят между собой Аргентина и Чили. Но в 1881 году аргентинский ученый Франсиско Морено доказал, что ледник вблизи Эль Калафате географически относится к Аргентине, так что теперь достопримечательность носит его имя – Перито Морено.
На фото: ледник Перито Морено
В 1981 году национальный парк Los Glaciares объявили наследием ЮНЕСКО. Его площадь составляет 600000 га. Ледники занимают в парке 14000 квадратных километров. Всего их 247, что является самой большой концентрацией льдов за пределами Антарктики.
На фото: голубой лед Перито Морено
Принадлежащий парку ледник Перито Морено привлекателен тем, что к нему можно подойти близко по суше. К самому крупному леднику Упсале и к соседнему Спегаццини (Upsala и Spegazzini) можно доехать только на катере. Такая водная прогулка займет целый день, нам, увы, не удалось.
Сухие данные о Перито-Морено – ширина 5 км, длина 30 км, не дают представления о том, что ты видишь и слышишь. С одной стороны парка – суровый северный лес, несмотря на зиму и снег южные буки и лишайники зелены. А другой – Анды, озеро и сахарно-голубая махина льда, которая потрескивает (от нее постоянно откалываются кусочки). Вот вам и ворота в царство Белой Колдуньи из «Хроник Нарнии».
По всему парку проложены металлические мостки, которые позволяют смотреть на ледник с разных сторон и даже подойти к нему совсем близко. Отколовшиеся куски льда при близком рассмотрении оказываются не бело-голубыми, а синими и прозрачными. Как медный купорос, как голубой сапфир, как магический кристалл в конце концов.
На фото: лед напоминает голубые сапфиры
Над парком носятся кондоры и черные орлы. Кондоры! Хотя Жюль Верн, конечно, присочинил, что кондор мог украсть мальчика, но птицы кажутся очень внушительными.
После многочасовой прогулки не верится, что видел все воочию. Патагония, без сомнения, оставила самое яркое впечатление в Аргентине. Теперь бы еще до Огненной земли добраться.
ГДЕ ЖИТЬ?
Отель Los Sauces в Эль Калафате стилизован под оригинальные патагонские дома – каменные полы с подогревом, шкуры, мебель под старину, общая гостиная с камином.
Отель располагается на природе, выглядит как этакая шикарная ферма. Собственность президента Аргентины, к слову.
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Людмила Егоршина - Людмила Егоршина - в прошлом обозреватель журнала «Афиша» и ведущая рубрик о путешествиях, культуре и моде на сайте elle.ru. Объездила половину мира, но особую склонность питает к культуре Азии и итальянской кухне.