страны

Как летали в 60-х: о гламурных самолетах и красотках-стюардессах, которым не разрешалось выходить замуж

Шестидесятые и семидесятые принято называть Золотым веком гражданской авиации. Мол, какие замечательные времена были! В самолетах между креслами – гигантские расстояния. Устроился, как в лимузине, а напротив тебя – столик, где в ведерке со льдом стоит французское шампанское. Пить же его надлежит, конечно, из хрустального бокала.

На что же на самом деле было похож перелет в прекрасных 60-70-х? Давайте разберемся, а заодно расскажем и о судьбе красоток-стюардесс, фотографиями которых мы сегодня не перестаем восхищаться.

ТРЯСУЩИЙСЯ ГЛАМУР

Действительно, в то время внутренний интерьер самолетов напоминал салон в клубе истинных джентельменов. Вместительные кресла, напитки из фужеров, столики, покрытые скатертями. Однако, когда рассматриваешь гламурные винтажные фотографии 60-х, и в голову не приходит, насколько на самом деле некомфортно чувствовали себя пассажиры во время перелетов.

Во-первых, шумоизоляция самолетов тогда была в разы менее основательной, чем сейчас, потому на взлете и посадке внутри салона раздавалось чуть ли не оглушающее гудение и треск. Во-вторых, турбулентность в самолетах того времени ощущалась в разы сильнее, чем сегодня, и нередко перелет из пункта А в пункт Б напоминал полноценные американские гонки. Так что, да, в плане декора в 60-х и 70-х дела в небе обстояли отлично, но какое это имеет значение, если весь полет или глохнешь, или отчаянно трясешься?

СТЮАРДЕССЫ-КРАСАВИЦЫ

Правила набора бортпроводниц, практиковавшиеся в 60-х, современных феминисток способны вогнать в состояние неистового гнева. Итак, облачиться в сексуальную юбочку и начать разносить коктейли на борту, убирать салон и помогать пассажирам могли лишь девушки ростом от 155 до 179 сантиметров. Их вес должен был быть не больше 67 килограммов, но и не меньше 41-го.

Большое внимание уделялось улыбке. Недостаточно белозубых или кривозубых на работу не брали, поэтому многие претендентки еще до собеседования отправлялись к стоматологу, чтобы на собственные средства привести зубы в идеальное состояние. Если же говорить об образовании, то тут требования были менее жесткими: средняя школа или университет. Плюс обязательное условие – умение быстро самостоятельно сделать макияж и прическу, поэтому-то многие начинающие стюардессы проходили тренинги в салонах красоты.

Стюардессы Braniff International Airways в униформе Emilio Pucci, 1965 год.

Впрочем, это все ерунда по сравнению с главным условием приема на работу. В стюардессы брали лишь незамужних дам. Единственной авиакомпанией, официально отменившей правило не брать на работу девушек, состоящих в браке, была TWA. Она приняла столь прогрессивное по тем временам решение еще в 1957 году, но оставалась практически в гордом одиночестве до конца 70-х.

Впрочем, попасть в TWA было непросто. По данным за 1967 год конкурс на должность бортпроводницы тут был даже более жестким, чем при поступлении в Гарвард, и стюардессами становилось лишь 3 % девушек от общего числа желающих. В плане возрастных ограничений дамам в 60-х тоже приходилось сложнее, чем мужчинам-бортпроводникам. Согласно тем же правилам TWA, принятым в 1957 году, стюардессы отправлялись на пенсию в возрасте 35 лет, стюарды же могли работать аж до шестидесяти.

И, само собой, никаких беременностей и детей. Женщин, готовящихся стать матерями, быстро спускали с небес на землю. Все это привело к тому, что в 1968 году стюардессы начали массово обращаться в суды, дабы добиться пересмотра условий труда, и уже в 70-х авиакомпаниям было запрещено увольнять женщин по официальной причине «беременность». Занятно, что одновременно с этим в суды обращались и мужчины! Причем они жаловались на дискриминацию по половому признаку, ибо авиакомпании по понятным причинам брали их на работу значительно хуже, чем юных и привлекательных девиц.

В 1971 году произошло знаменательное событие. Некий мужчина по фамилии Диас выиграл суд против Pan American Airways за то, что его дважды не приняли на работу, поскольку он являлся представителем мужского пола. Судебное решение создало отличный прецедент, и с тех пор авиакомпании старались брать в штат бортпроводников и мужчин, дабы избежать обвинений в гендерной дискриминации.

Между тем, даже в 1971 году авиаперевозчики продолжали строить рекламные кампании на образах сексуальных стюардесс. «Я – Шэрил. Полетели со мной!» или «Я прокачу тебя так, как никто другой! Так ты еще ни с кем не летал» – гласили слоганы National Airlines. Что интересно, столь откровенные призывы публики не понравились, и число пассажиров авиакомпании сократилось за год на 23 %.

Скандальная реклама National Airlines

Кстати, многие авиаперевозчики специально печатали для своих стюардесс фальшивые визитки, дабы те могли раздавать их пассажирам, которые слишком уж настойчиво просили у девушек телефончик. В то время чрезмерно активного клиента посылать куда подальше строго воспрещалось, вот авиакомпаниями и была придумана утихомиривающая пассажиров хитрость.

Что характерно, тренд на сексуальных стюардесс возник лишь во второй половине 50-х. Первый конкурс красоты среди бортпроводниц Miss Skyway, в котором победила Маффетт Уэбб, прошел лишь в 1956 году, а уже несколько лет спустя стюардессы печально известной авиакомпании Aloha Airlines вовсю плясали на борту под аккомпанемент гавайских гитар.

Изначально же критерии отбора женщин для этой профессии были совершенно иными. Так, первой в истории стюардессой стала 25-летняя Эллен Черч. Она была медсестрой, хотела обучаться на пилота, но авиакомпания из Сан-Франциско Boeing Air Transport предложила девушке должность бортпроводника, и та не отказалась. Вообще в 30-х стюардессами работали по большей частей дамы с медицинским образованием. Средний срок их службы составлял всего лишь 2-3 года, затем девушки выходили замуж и увольнялись.

В САМОЛЕТ, КАК НА ПРАЗДНИК

Сегодня на даму, надевшую в полет туфли на каблуках, принято смотреть с недоумением и усмешкой. «Во, вырядилась! Лучше бы компрессионные колготки надела», – хихикают окружающие. Спортивные штаны, удобная обувь и худи – вот оптимальный дресс-код для перелета.

А в 60-х и 70-х в самолет было принято наряжаться, как в театр. Дамы все в платьях или дорогих жакетах, мужчины – в костюмах. Существовал пусть нигде и не озвучиваемый, но негласный самолетный дресс-код, предписывающий подниматься в небо при полном параде. Так, известен случай, когда в начале 80-х на рейс, летевший во Флориду, села группа туристов в шортах. Их соседи устроили скандал, ибо одеты расслабленные пассажиры были совершенно неподобающе.

БЛИЗКИЕ КОНТАКТЫ

Сегодня возможностью побывать в кабине пилота авиакомпании премируют особо лояльных клиентов, накопивших достаточное количество миль. Раньше же доступ в святая-святых был куда более простым. Во-первых, пилоты в 60-е в принципе часто не запирали дверь, во-вторых, они могли пригласить к себе в гости какого-нибудь ребенка из бизнес-класса или понравившуюся девушку. Правилами безопасности это не запрещалось.

КУРЕНИЕ НА БОРТУ

Да, в самолетах существовали секции для курящих и некурящих пассажиров, но по факту после 2-3 часов полета весь салон неизбежно вонял, как натуральная курилка. И это не слишком нравилось пассажирам с детьми. Более того, иногда некурящие пассажиры могли купить билет лишь в курящем салоне, ибо в соседнем все места уже закончились. Представляете, во что для них превращался многочасовой перелет?

ДОЛГИЕ ПРОВОДЫ, РАССЛАБЛЕННЫЕ ПРОВЕРКИ

В 60-х провожающие могли следовать с пассажиром вплоть до выхода на посадку, что по нынешним меркам – невиданная беспечность. Более того, в США у пассажиров зачастую даже не спрашивали удостоверения личности на регистрации и при посадке, так что, многие, хоть это и было официально запрещено, запросто передавали купленные на свое имя билеты родственникам или коллегам.

 

Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com

   с нами в pinterest   

error: Копирование материалов сайта www.trip-point.ru запрещено. Если вы хотите использовать наши тексты, свяжитесь с нами по имейл info@trip-point.ru или julia.malkova@gmail.com