В Пеннабилли: в дом легендарного Тонино Гуэрры и его русской жены Лоры
Крошечный средневековый Пеннабилли расположился в долине Мареччиа, вдоль восточной части горы Карпенья. В итальянской истории он стал известен как вотчина влиятельной феодальной семьи Малатеста, чьи деятельность связана не только с регионом Эмилия-Романья, но в большей степени с соседним Марке. А начиная с 1989 года в Пеннабилли переселился сценарист Тонино Гуэрра со своей русской женой Лорой.
Теперь город связывают с его именем, тем более следы его творчества как художника встречаются в старом центре на каждом шагу. Гуэрра – сценарист «Фотоувеличения», «Амаркорда», «Джинджер и Фреда», «Ночи» и «Забрийски Пойнт», друг и соавтор Антониони, Феллини и Тарковского. В 1970-х годах он познакомился на Московском кинофестивале с редактором «Мосфильма» Элеонорой Яблочкиной. Так она стала Лорой Гуэрра, с которой сценарист прожил 40 лет до своей смерти в 2012 году.
На фото: Лора, Тонино Гуэрра и Андрей Тарковский
Сейчас Лора – хранительница его наследия, активно участвующая в превращении Пеннабилли в центр культурного туризма. Когда-то они жили в Риме, но потом перебрались в Пеннабили, поближе к родине Гуэрры. Кроме написания сценариев Тонино был еще и художником, поэтому украсил город скульптурами и инсталляциями, получился его музей под открытым небом.
На фото: скульптура в «Саду забытых фруктов» в Пеннабили
По прибытию в город сразу идем в «Сад забытых фруктов», в котором высажены фруктовые деревья из заброшенных садов. Кроме них в нем можно видеть скворечники на длинных палках, скульптуры в виде шишек, улиток, листьев и желудей, а также солнечные часы, где на круге отображаются профили дорогих друзей сценариста – Федерико Феллини и Джульеты Мазины.
На фото: «Сад забытых фруктов» в Пеннабилли
Никак не могу отделаться от ассоциации с Сальвадором Дали, у которого тоже была русская жена, и который превращал пространство вокруг себя в арт-объекты, как получилось с Порт-Льигатом и Пуболом на его родной Коста-Браве.
На фото: «Сад забытых фруктов» в Пеннабилли
Затем поднимаемся ближе к старому центру, где на одной из улочек нас встречает глазастая рыжеволосая женщина. Она обращается к нам по-русски, это и есть Лора Гуэрра. Лора показывает город, для нее он как продолжение их знаменитого дома, куда приезжала итальянская богема.
На фото: Лора и Тонино Гуэрра
«Вон на холме монастырь, вы бы слышали как поют монахини. Вот наша церковь, туда надо обязательно зайти, дивные фрески. Вот улица, по которой проезжал Далай-Лама, а женщины кидали из окон лепестки роз (в Пеннабилли жил автор первого итальяно-тибетского словаря, вот Далай-лама и навещал его). Представляете, ему должны были вручить ключи от города, но не смогли их вовремя доставить и подарили от платяного шкафа».
На фото: улицы Пеннабилли
Тонино и Лора – история длиной в четыре десятка лет. Не так просто было вывезти возлюбленную из Советского Союза, а крепкий союз переживал испытания. Лора говорит, что были моменты первое время, когда муж просил «прекратить достоевщину» и радоваться жизни.
На фото: Лора и Тонино Гуэрра
Тонино писал: «Первым подарком, который я сделал своей будущей жене, 35 лет назад, была клетка, купленная на птичьем рынке, очень маленькая. Время от времени писал кое-что, комкал листочки и бросал туда. Жена не знала итальянского, когда я уезжал, то говорил ей: открывай и учи по ним язык. Например, там была такая фраза: «Сегодня я хочу говорить тебе круглые слова».
На фото: центр Тонино Гуэрры
Лора показывает центр Тонино Гуэрры, где выставлены афиши его фильмов, награды, фотографии друзей, картины, книги и необычные шкафы со створками в виде крыльев бабочки. Бабочка была символом свободы для него, и он часто использовал ее в творчестве.
На фото: центр Тонино Гуэрры
Наконец подходим к их дому. Для начала Лора ведет нас в миндальный сад по соседству, где стоят «каменные цветы» с именами друзей сценариста – Мастрояни, Антониони, Феллини, Тарковского. Там же в скале захоронен прах самого Гуэрры. Из сада открывается открыточный вид на долину и горы. Он писал: «Дом в Пеннабилли расположился вокруг меня. В нем очень много окон, которые глядят на долину и на горы вдали. Когда человек стар, его основное путешествие — смотреть в окно на то, что его окружает».
На фото: памятные вещи в доме Лоры Гуэрры
А Лора ведет нас к дому, предупреждая, чтобы мы не пугались, у нее живут 20 кошек. И рассказывает, наверное, в сотый раз истории о своей жизни с «Тониночкой». Как в пору жениховства с Гуэррой в Москве в гостях у Сергея Михалкова поэт попытался ее тайком поцеловать, а она ему: «Вы что, я же некрасивая!». А тот потом сказал Гуэрре: «Осторожней с ней, на таких у нас женятся».
На фото: Лора Гуэрра в саду
Как в 70-х вместе с Антониони они путешествовали по Италии. В Венеции зашли в богемное кафе, где Лора не знала, что заказать и спросила «луковый суп» (единственное, что знала из книг). И спутники ей ответили – «Да ты что, тут надо есть черное ризотто». И как она от красоты Венеции потом упала в обморок. Как Тонино согласился за большие деньги сняться в рекламе магазина техники, и многие итальянцы цитировали его фразу оттуда про оптимизм. И как он сокрушался, что знают его не как автора «Амаркорда», а по дурацкой рекламе.
На фото: дом Лоры Гуэрры
Их дом похож на музей – в гостинной старые фотографии, статуэтки, засохшие цветы и фрукты, шишки, картины, камни, посуда и птичья клетка (не та ли самая, куда он кидал листочки с итальянскими словами?).
На фото: дом Тонино и Лоры Гуэрры
На обеденном столе стоит стакан и тарелка для Тонино на месте, где он обычно сидел: «На случай, если он захочет вернуться сюда в образе бабочки». Спрашиваю напоследок, как попасть в дом на экскурсию, может быть, по записи? Лора отвечает: «Просто приходите. Принимаем всех».
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Людмила Егоршина - Людмила Егоршина - в прошлом обозреватель журнала «Афиша» и ведущая рубрик о путешествиях, культуре и моде на сайте elle.ru. Объездила половину мира, но особую склонность питает к культуре Азии и итальянской кухне.