Дэвид Боуи и Азия: чем был Восток для молодого Боуи
Образ космического самурая и театр кабуки, путешествие по Бангкоку и Гонконгу в рамках тура, съемки у Нагиса Осимы – чем был Восток для раннего Боуи.
На фото: Дэвид Боуи в Токио, 1983 год
На появление Зигги Стардаста, идеальной космической рок-звезды, Дэвида Боуи вдохновило увлечение театрами но и кабуки. В 1960-х музыкант учился у британского мима Линдсея Кемпа, а тот использовал приемы японского театра для постановок. Прообразом Зигги Стардаста стали Лу Рид и Игги Поп, но вся эстетика – макияж, прическа, костюмы, сценография – берет начало в японском театре. Космический самурай дает представление.
На обложку альбома Ziggy Stardust 1972 года музыкант фотографировался со светлыми волосами, можно сказать, выглядел почти скромно. Но к началу промотура его облик кардинально меняется. Важным моментом для появления новой личности стало знакомство с японским дизайнером Кансай Ямамото. Боуи уже использовал для выступлений вещи из женской коллекции Kansai Yamamoto, а потом общий знакомый привел дизайнера на нью-йоркский концерт в Radio City Music Hall, так началось сотрудничество. Ямамото создал знаменитые костюмы для туров Ziggy Stardust and the Spiders From Mars и Aladdin Sane: ассиметричный трикотажный комбинезон, костюм-пластинку, шелковое кимоно, сверкающее кимоно-комбинезон.
На фото: кимоно для тура Ziggy Stardust and the Spiders From Mars
Красные волосы появились тоже благодаря Ямамото, на одной фотосессии с его костюмами у модели был огненный парик. С помощью немецкой краски и перикиси водорода лондонский парикмахер Боуи смогла превратить родной пепельный цвет волос музыканта в оранжевый. Причем, такая прическа требовала долгой укладки, чтобы волосы торчали как щетка.
Яркий макияж с обилием золотого, красного, белого и черного тоже вдохновлен японским театром. В рамках тура Боуи использовал прием кабуки hikinuki, когда один костюм снимается прямо на сцене, а актер предстает в новом образе, например, черный наряд неожиданно сменяется на цветной.
На фото: макияж кабуки для Ziggy Stardust and the Spiders From Mars Tour
В 1973 году Боуи впервые окажется в Токио в рамках тура Ziggy Stardust and the Spiders From Mars. В Японии он попадет в театр кабуки на выступление известного исполнителя Бандо Мамасабуро, тот расскажет музыканту об актерских приемах и традиционном макияже. Кансай Ямамото отведет музыканта на рынок, где тот купит себе огромную сумку через плечо, их носили обычно представители рабочего класса. А сам Боуи на концерте появится одетый в один только бандаж, как у борца сумо, но с блестками. После тура Боуи отправился на корабле “Феликс Дзержинский” из Йокогамы в Находку, а потом уже сел на Транссибирский экспресс до Москвы.
На фото: Дэвид Боуи в Токио, конец 70-х
В 1977 году японский фотограф Масаеши Сукита сделает черно-белый портрет музыканта для обложки альбома Heroes. К тому моменту Боуи уже давно расстанется с Зигги Стардастом, на фотографии предстаст в простой кожаной куртке и с родным цветом волос. В конце 1970-х он снова навестит Японию, на этот раз поедет в путешествие в Киото и Токио.
На фото: Дэвид на рынке Киото
Сохранились фото, где музыкант гуляет по рынку, едет в метро, звонит из телефонной будки и стоит перед рёканом под дождем. Надо сказать, он еще и запишет сингл Crystal Japan, а также снимется в рекламе саке (как в Японии западным звездам обойтись без «Трудностей перевода»).
На фото: Дэвид Боуи в Киото, конец 70-х
В 1983 году состоялся Serious Moonlight, последний яркий мировой тур. Про него снят фильм Ricochet, который кроме видео с концерта в Канаде включает документальные съемки в Гонконге, Сингапуре и Бангкоке.
На фото: Дэвид в Японии, конец 70-х
Блестящее решение снимать фильм именно в Азии, где инопланентянина Боуи с его платиновыми волосами идеально оттеняют футуристические пейзажи мегаполисов. В Гонконге он катается по неоновым улицам Коулуна, а во время прогулки по бухте Виктория распрашивает сопровождающих по местных поп-звезд.
На фото: Дэвид Боуи в Сингапуре в 1983 году
В Сингапуре пьет чай в отеля Raffles и знакомится с исполнительницами китайской оперы (чуть больше об этой поездке можно почитать в нашем гиде по Сингапуру). Считается, что стиль Боуи для Serious Moonlight был сделан частично с оглядкой на сингапурские 1950-е, оттуда светлые объемные костюмы.
На фото: в Бангкоке, тур Serious Moonlight
В Бангкоке музыканта атакуют девушки в go-go баре, потом он идет к предсказателю, учится играть на традиционных инструментах и арендует лодку, на которой по Чао-Прайе уезжает в глушь.
На фото: в Таиланде в 1983 году, тур Serious Moonlight
В 1983 году вышел великий фильм «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» японского режиссера Нагисы Осимы. Если фильмография Боуи для кого-то ограничивается «Лабиринтом», это грустно.
На фото: на съемках «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс»
Британский солдат (Дэвид Боуи) во время Второй мировой войны попадает в японскую тюрьму, которой руководит молодой капитан Йоннои (кинодебют композитора Рюичи Сакамото). Съемки проходили в Новой Зеландии, но фильм абсолютно японский и задает все важные для этой культуры темы – достоинство, смелость, табу, выдержка.
На съемках «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» с Рюичи Сакамото (слева) и Нагиса Осимой (справа)
Нечеловечески красивый Боуи в лучшей роли. Дивной красоты Сакамото, который тоже как рок-звезда и написал для фильма фантастическую музыку. За картину Осима претендовал на Золотую пальмовую ветвь, Боуи приезжал вместе с ним в Канны.
На фото: Дэвид Боуи в Киото под дождем перед рёканом
Позже музыкант появился в японском телешоу вместе с Сакамото и Такеши Китано (тот тоже сыграл в фильме). И хотя музыкант был существом небесного порядка, какая-то его частица точно принадлежала Японии.
Фото: архивы пресс-служб
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Людмила Егоршина - Людмила Егоршина - в прошлом обозреватель журнала «Афиша» и ведущая рубрик о путешествиях, культуре и моде на сайте elle.ru. Объездила половину мира, но особую склонность питает к культуре Азии и итальянской кухне.