Модная полиция в средневековой Флоренции: как дам штрафовали за любовь к нарядам
Мы привыкли представлять флорентийских дам в шелках, парче и украшениях, что неудивительно. Об их нарядах подавляющее большинство судит по портретам периода Высокого Возрождения, ведь в самом начале Ренессанса во Флоренции портрет, как жанр изобразительного искусства, еще не был до конца сформирован.
Тогда в городе на реке Арно в моде были донаторские портреты, которые можно наблюдать в церквях города. Богатые флорентийцы, заказывающие роспись алтаря или фреску, просили изобразить себя и своих близких рядом с Мадонной или святым. Женские фигуры помещали по левую руку от центрального персонажа, мужские – по правую. Впрочем, иногда спонсоров росписи и вовсе без затей изображали в образах святых.
Гуго ван дер Гус, «Алтарь Портинари»
Между тем, если взглянуть на донаторские портреты XIV века во флорентийских церквях, то выяснится занятное. Знатные и состоятельные дамы, изображенные на них, одеты не просто скромно, а крайне аскетично. Платье, как правило, черного цвета. Иногда, зеленого или темно-синего. Красный вообще встречается редко. Из украшений – только колье на шее. Никаких кружев или мехов. И это неслучайно. В XIV столетии во Флоренции действовали строгие законы, регулирующие дресс-код жительниц города. А в 1330 году здесь даже было учреждено бюро Ufficiali delle donne, следившее за тем, чтобы дамы и девушки не облачались в слишком броские наряды, подчеркивающие их красоту или богатство.
Диптих: портреты Пьерантонио и Марии Барончелли
Удивительно, но согласно учрежденному в XIV веке своду правил, женщинам Флоренции строго запрещалось носить любые украшения при выходе на улицу или при посещении общественных мест. Разрешенные колье, жемчуг или кольца с крупными драгоценными камнями допускалось доставать из шкатулки лишь по особым случаям. Нательные сорочки дам должны были быть в мужском флорентийском стиле. Допустимое количество нижних юбок тоже было посчитано: не более четырех, а ткани для платья обязаны были быть неброскими и лишенными орнаментов.
Изображение дамы из капеллы Сассетти в церкви Санта-Тринита, Флоренция, художник Доменико Гирландайо
Также флорентийским дамам запрещалось носить вещи, пошитые в Мантуе, Риме или Генуе, и декорировать одежду кружевами, крупными пуговицами или ценным мехом. Регламентирована была и обувь: жительницам Флоренции запрещалось носить туфли, каблуки которых издавали призывное постукивание во время ходьбы.
За нарушение правил модниц карали штрафом в 100 лир. Как правило, его оплачивал отец или муж дамы. Ну, а в том случае, если любительница кружев, ярких цветов и каблуков была сиротой или вдовой, деньги изымали из ее приданного. Но и это еще не все! Штраф в 200 лир также был обязан заплатить ювелир, швея или продавец тканей, у которого дама приобрела запрещенную вещь, ведь он являлся соучастником тяжкого преступления.
Гуго ван дер Гус, «Алтарь Портинари»
«К чему такая строгость?» – спросите вы. Отвечаю: оснований для принятий подобного закона было два. Официальным поводом являлось описание облика блудниц в ярких одеждах в книге пророка Исаии. Мол, фу, такими быть. Реальный же повод для принятия флорентийского дресс-кода был куда более прозаичным. Город нуждался в деньгах, а тут получался крайне благовидный и богоугодный повод их изъять. Тем более, сразу со стороны видно, у кого лишняя наличность имеется: дорогая одежда, как известно, лучший маркер высокого достатка.
Нужно сказать, поначалу дело у модной полиции спорилось. Представители Ufficiali delle donne не только отлавливали пышно разодетых дам на улицах города, но и активно действовали по тайным доносам: менее богатые горожанки радостно писали кляузы на своих слишком хорошо одетых приятельниц. Впрочем, любительницы красивых нарядов тоже не терялись и изобретали различные способы обойти запреты. Так, при приближении представителя Ufficiali delle donne красотка в ярком платье могла быстро скрыться в церкви, ибо в святом месте допрашивать ее права не имели. А могла просто отболтаться и запутать блюстителя закона.
Особо яростная охота на модниц началась во Флоренции в 1384 году, когда бюро Ufficiali delle donne возглавил не местный житель, а приезжий чиновник, взявшийся с особым рвением перевоспитывать любительниц приодеться. Однако дамы и не думали сдаваться. Они выучили законы и начали бить чиновника его же оружием. Вот три показательных случая. Однажды глава Ufficiali delle donne остановил даму, капюшон накидки которой был украшен бахромой. В ответ на заявление о том, что подобные элементы декора во Флоренции запрещены, дамы отстегнула бахрому и сказала: «Это всего лишь венок, я имею право носить его. Но, если он вам не нравится, то, смотрите, я его сняла».
Другую женщину пытались привлечь к отвественности за то, что пуговицы на ее платье были чересчур крупными и вызывающими. Тоже ничего не вышло. «Пуговицы не могут быть без петель, – сообщила дама. – А эти просто нашиты на платье, поэтому считаться пуговицами не могут, и я ничего не нарушаю». Но, пожалуй, самый забавный случай произошел с одной любительницей мехов. Она где-то раздобыла накидку из горностая, а когда ее попытались обвинить в нарушении дресс-кода, сообщила, что это никакой не горностай, а латтицци. «Что такое латтицци?» – спросили представители закона. «Это такое дикое животное, его мех не ценный и ничего не стоит», – ответила находчивая модница, после чего ее отпустили восвояси. Само собой, животное под названием латтицци никогда не существовало в природе.
К слову, запрет на красивые вещи во Флоренции крайне негативно влиял на мужскими кошельки, ведь кавалер, решивший подарить своей даме сердца украшение или красивое платье, должен был быть готов к тому, что платить ему придется дважды: за сам товар и штраф за его ношение. Строгие правила дресс-кода не распространялись лишь на дам, прибывших во Флоренцию на короткий срок из других городов Италии, да на проституток. И, кстати, знатные синьоры из Рима или Генуи обижались. Они сетовали на то, что в своих дорогих платьях, украшенных кружевами, выглядят, как представительницы древнейшей профессии, работающие во Флоренции.
Регламент был изменен лишь в начале XV века с подачи Козимо Медичи – первого представителя могущественной флорентийской династии. Он одним из первых начал говорить о том, что «даже наши невесты смотрятся нищенками», и предложил смягчить строгие правила хотя бы для свадебных нарядов, дабы не позориться.
Портрет Контессины де Барди, жены Козимо Медичи
Ну, а дальше процесс было уже не остановить. Недаром, и супруга Козимо Медичи Контессина де Барди на дошедшем до наших дней портрете изображена пусть и в темном, но в разы менее аскетичном наряде, чем платья, в которых позировали для донаторских портретов флорентийские дамы, жившие в XIV веке. И, как тут не вспомнить фразу из фильма «Человек с бульвара Капуцинов»: «Если женщина что-то просит, ей надо непременно дать, иначе она возьмет сама».
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com