Санкт-Петербург: как попасть в закулисье Михайловского театра, академию Вагановой и музей-квартиру Бродского
Где увидеть гипсовый слепок Пергамского алтаря? Почему улицу архитектора Росси в конце позапрошлого века называли «улицей влюбленных»? Как пройти мастер-класс у балетного станка под руководством Михаила Барышникова или попасть в императорскую ложу Михайловского театра?
Отель Hotel Indigo St.Petersburg-Tchaikovskogo в прошлом году запустил арт-программу «Петербург: семь чувств», которая дает возможность любому из нас увидеть город на Неве с совершенно новой стороны. О том, в чем ее уникальность рассказывает Елизавета Вайсбух, недавно побывавшая в Санкт-Петербурге.
Уходящий год дал нам возможность иначе взглянуть на привычные вещи и переосмыслить отношение к знакомым туристическим маршрутам. Формат индивидуального туризма стал чрезвычайно актуален, а социальное дистанцирование неожиданно открыло новые перспективы знакомых мест, которые так приятно исследовать вместе со своими близкими.
Проект «Петербург: семь чувств» – это больше, чем возможность остановиться в титулованном отеле, хотя и простое проживание в Hotel Indigo St.Petersburg-Tchaikovskogo – сам по себе интереснейший опыт, которым ни в коем случае не стоит пренебрегать.
Он расположен в самом центре исторической застройки времен основания Петербурга: на улице Чайковского, в двух шагах от набережной Невы и Литейного моста. Всего десять минут прогулочным спокойным шагом – и вы в знаменитом Летнем саду, а до Таврического сада отсюда около пятнадцати минут пешком. С романтической террасы на крыше отеля весь город виден как на ладони: Михайловский замок, шпиль Петропавловской крепости, купола соборов, набережная Невы.
Здание отеля тоже примечательно. Он расположен в особняке XIX века со своей давней историей и неповторимым характером. Фасад украшают оригинальные скульптуры атлантов и кариатид, а внутренний дизайн и спектр услуг вдохновлены архитектурой и искусством: музыкой Петра Ильича Чайковского, именем которого названа улица, где стоит отель, ажурным узором решеток Летнего сада и Литейным двором.
И все же главная особенность Hotel Indigo St.Petersburg-Tchaikovskogo – наличие в отеле арт-консьержа, благодаря которому вы сможете увидеть абсолютно уникальные места Санкт-Петербурга, где не бывали даже люди, регулярно посещающие город на Неве.
К примеру, мемориальный музей Иосифа Бродского, наконец-то открывшийся после непростой истории, длившейся годы. Квартира поэта увековечена во всемирно известном эссе «Полторы комнаты».
Сегодня бывшая коммуналка в старом городском фонде преобразилась в светлое пространство. Из ее окон открывается прекрасная петербургская «першпектива». Входишь внутрь и сразу замечаешь старинную лепнину и эркеры, которые поэт называл «геометрическими фруктами».
«Гений здешних мест» жил тут с родителями с 1955 года до своей вынужденной эмиграции из СССР в 1972 году. Архитектурное решение музея принадлежит Александру Бродскому, однофамильцу поэта. Пространство не стали заставлять вещами, купленными в комиссионках, а сделали акцент на оставшихся подлинных предметах. Стены расчищены до кирпича и даже дранки. На потолке — отреставрированная старинная лепнина. Очень выразительны старые печи и камин.
Здесь царит волшебная пустота и создается впечатление, будто по узким темным коридором ты переходишь из одного измерения в другое. Эту комнату, согласно рекомендации ее известного жильца, совершенно не хочется покидать. Попасть туда тоже непросто, в день музей принимает не больше 12 человек, но арт-консьерж Hotel Indigo организует для вас посещение этого уникального музейного проекта.
Еще один хит культурной программы проекта «Петербург: семь чувств» – грандиозная международная выставка «В круге Дягилевом. Пересечение судеб», открывшаяся в Шереметевском дворце. Ее куратор, директор Петербургского театрального музея Наталья Метелица в разгар пандемии совершила настоящее чудо, собрав впечатляющую экспозицию из коллекций 26 российских и зарубежных музеев, а также частных собраний.
По словам Натальи Ивановны, именно харизматичная личность знаменитого импресарио Дягилева и окружающий его имя ореол славы «позволили продраться через минное поле ковида, когда рушились все договоренности, закрывались границы, музеи и театры и никто не знал, что будет завтра».
Выставка, для которой даже открыли парадный вход Шереметевского дворца и дворцовый вестибюль, на самом деле, не столько о самом Дягилеве (его портретов и фото сохранилось совсем немного), сколько о людях, которые были вовлечены выдающимся русским импресарио в круговорот его бурной деятельности.
Она построена на 12 сюжетах – 12 кругах жизненного и творческого пути. В каждом из них личность Дягилева раскрывается через людей, которых он притягивал и отталкивал, с кем дружил, у кого учился, чей талант открывал, кто помогал ему и кому помогал он.
Экспозиция словно движется, качается на волнах: от одного события из жизни импресарио, сделавшего русский балет достоянием всего мира, к другому. От журнала «Мир искусства» и первых выставок до грандиозных балетных постановок, покоривших мир. От свинцовых волн Невы и Фонтанки до бирюзовой венецианской лагуны, по пути на остров где Дягилев будет похоронен.
Экспозиция заканчивается прощанием с маэстро. Под Пятую симфонию Малера плывут по лагуне черные гондолы, на одной из которых стоит гроб. Портреты двух меценаток русского балета, «заклятых подруг»: «пожирательницы гениев» Мисии Серт, спонсировавшей главные постановки Дягилева, с трудом полученный через дипломатические связи, и Коко Шанель (фантастическая графика Жана Кокто – у великой мадемуазель нет лица, но ее невозможно ни с кем спутать), оплативших похоронную церемонию Дягилева, размещены на разных кругах его жизни.
Выставка будет работать до 12 февраля, в связи с пандемией количество посетителей в день ограничено, поэтому помощь арт-консьержа при организации экскурсии крайне необходима.
Самая настоящая петербургская тайна и жемчужина коллекции впечатлений от Indigo – музей при академии Музея прикладного искусства при художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица. Купол его всем прекрасно известен и уже давно вписан в привычный ландшафт питерских крыш, но мало кто знает, какие сокровища хранятся под ним.
Когда входишь в просторную галерею главного зала музея, захватывает дух: ведь здесь хранится слепок Пергамского алтаря, который (малоизвестный факт) после того, как во Вторую мировую войну советские войска заняли Берлин, был вывезен в Россию. Целых тринадцать лет он хранился в Эрмитаже, и лишь в 1958 году Хрущев по собственному желанию вернул алтарь в Германию. Но прежде с германской стороной была достигнута договоренность о снятии гипсовой копии с древнего памятника.
Слепок с Пергамского алтаря
Эту сложнейшую работу выполнили молодые реставраторы, которых после войны начали обучать на специально созданном факультете Ленинградского художественно-промышленного училища имени Веры Мухиной (так называлась академия Штиглица в советские годы) для восстановления разрушенных фашистами сокровищ архитектуры Ленинграда, его парков и музеев.
В 2002 году Эрмитаж передал уникальный слепок в «альма-матер» его создателей. Уникальная музейная коллекция XIX века также интересна обширной экспозицией предметов из фарфора, керамики, стекла, резной мебели и интерьерами, которые переместят вас в атмосферу итальянского палаццо, русского терема и эпоху Возрождения.
Для тех, кому понравилась выставка про Дягилева, приятным дополнением станет приватное посещение Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, которое также входит в программу «Петербург: семь чувств». Танцевальная школа (прим. – первоначальное название Академии) была рождена в царских чертогах по велению императрицы Анны Иоанновны и после нескольких переездов обосновалась в «россиевском» корпусе.
Из-за постоянных прогулок под ее окнами воздыхателей Театральную улицу в XIX веке шутя окрестили «Улицей любви». Оберегая воспитанниц Императорского училища от нескромных взглядов, стекла первого этажа закрашивали матовой краской, однако ученицы все равно умудрялись вести счет «променадам», число которых означало степень влюбленности поклонников.
Сейчас общение между будущими звездами сцены и их поклонниками с улиц под окнами училища переместилось в телефонные мессенджеры, а за дымчатыми шторами высоких полуциркульных окон Академии Вагановой разместился Мемориальный кабинет истории отечественного хореографического образования, «наглядные пособия» которого таят немало легенд и догадок. Вот туфельки на каблуках в виде рюмочки, в которых выступали ученицы первого танцмейстера Жана Батиста Ланде, набранные из детей дворцовой челяди. А вот пуанты, которые первые русские балерины переняли с «легкой ноги» крылатой Сильфиды – итальянской звезды Марии Тальони.
В винтажной витрине восточного нефа Мемориального кабинета логично скомпонована разнообразная коллекция балетных туфель — от ранних эфемерных с ещё мягкими, так называемыми «мармеладными» носками, до крепко сбитых современных колодок. Чтобы они не скользили, на балетных туфлях итальянских виртуозок Пьерины Леньяни и Антониетты Дель-Эра имеется собственноручная штопка нитками мулине.
Пуанты балерин — москвичек отличаются более светлым атласом, чем ленинградские густо-розовые, сшитые в мастерских Мариинского (Кировского) театра. Есть и западные модели с автографами Марго Фонтейн, Алисии Алонсо и, конечно, туфли В. Нижинского А. Годунова, А. Лиепы, Н. Цискаридзе. Под сенью ветки Мирты — Повелительницы виллис (из реквизита Мариинского театра) хранится туфелька Елены Андреяновой – первой русской Жизели.
В коридорах Академии со стен смотрят архивные фотографии выпускниц, а ученицы Академии — будущие звезды Большого и Мариинки, учтиво делают книксен при встрече с гостями. Во время экскурсии можно посетить репетиционные залы, включая тот самый, в котором были поставлены все балеты Мариуса Петипа, и где долгое время репетировали все балеты Мариинского театра. По легенде, именно с балкона этого зала юная Матильда Ксешинская подсмотрела у приезжей итальянской балерины Пьерины Леньяни технику исполнения 32 фуэте.
Впрочем, сейчас вам совершенно не нужно заниматься «промышленным шпионажем» — любой желающий может пройти настоящий «Балетный класс» с помощью мультимедиа-инсталляции, расположенной в Музее Императорских театров по соседству с Академией. Вы сможете позаниматься у станка, где стояли Анна Павлова, Вацлав Нижинский и Галина Уланова.
Виртуальные Николай Цискаридзе, Тамара Карсавина, Михаил Барышников и Диана Вишнева демонстрируют основы классического танца. Эта инсталляция — попытка проникнуть в суть петербургской школы балета, венцом которой стали балеты Мариуса Петипа, его признанным шедеврам посвящена историческая часть экспозиции.
Помимо посещения театральных музеев, у вас у гостей отеля Indigo St.Petersburg-Tchaikovskogo есть возможность отправиться в закулисье Михайловского театра, узнать его тайны, самим оказаться на легендарной сцене, увидеть монтаж декораций перед спектаклем, а также посетить императорскую ложу, билеты в которую практически невозможно достать.
В музее театра Вам расскажут о строительстве здания, наиболее ярких художественных явлениях из истории Михайловского театра и выдающихся деятелях культуры, работавших здесь: певце Федоре Шаляпине, композиторах Дмитрии Шостаковиче и Сергее Прокофьеве, поэте Владимире Маяковском и балетмейстере Федоре Лопухове.
Автор: Елизавета Вайсбух
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com