Чем заняться во Флоренции весной: сады, «Весна» Боттичелли, отель с лучшим видом и пасхальные традиции
Поездку во Флоренцию весной можно рассматривать не просто как приятный во всех отношениях способ провести уикенд, но и как своеобразное сакральное действо.
Благо, основание для этого заложено в самом названии города. Происходит оно от слова Florentia. Многие считают, что его можно интерпретировать, как эпитет «цветущая», но, давайте честно, древние римляне, построившие в 59 году до нашей эры на берегах реки Арно лагерь для легионеров-ветеранов, хоть и ценили поэзию, однако в большей степени все-таки были практиками, чем лириками.
Оттого-то большинство историков полагает: слово Florentia характеризует не красоты цветущей Тосканы, а время основания Флоренции. Тем более, в архивных документах оно отражено точно. Знаменательное событие произошло на праздник флоралий – мероприятие, длящееся без малого пять дней: с 28 апреля по 3 мая.
Как нетрудно догадаться, во время него римляне чествовали богиню растительного мира Флору: дома украшались цветами, женщинам дозволялось носить запрещенные в другие дни разноцветные платья, ну, а венки становились обязательным атрибутом дресс-кода всех людей вне зависимости от их пола, возраста и социального статуса.
Хотя современная Флоренция античные традиции утратила, весной тут по-прежнему чудесно. Уж точно лучше, чем летом, когда на площади у собора Санта-Мария-дель-Фьоре не протолкнуться сквозь толпу желающих полюбоваться на пятый по величине храм в мире, увенчанный рыжим куполом Брунеллески. В сегодняшней статье я расскажу, чем стоит заняться во Флоренции весной помимо обязательного посещения садов Боболи и палацио Веккьо, знакомства с Давидом и прогулки по местам Данте.
Обо всем этом вы можете прочитать в моих материалах:
Флоренция за три дня – главные достопримечательности города
20 фактов о соборе Санта-Мария-дель-Фьоре
Чем заняться во Флоренции: нетривильные идеи для любителей истории и искусства
ЖИТЬ С ВИДОМ НА ПОНТЕ-ВЕККЬО
Если вы твердо решили превратить поездку во Флоренцию в событие, о котором будете с нежностью и трепетом вспоминать долгие годы, то выбором правильного отеля пренебрегать точно не стоит.
Лучший вариант для романтиков и людей, желающих, чтобы день начинался и заканчивался идеально, – отель Hotel Lungarno, расположенный на противоположном берегу реки Арно от площади Синьории и собора Санта-Марии-дель-Фьори. А еще отсюда открывается лучший вид на легендарный Понте-Веккьо, который многие называют мостом из фильма «Парфюмер», хотя беглого взгляда достаточно, чтобы понять: между собой они не слишком схожи.
Конечно, дотошные любители истории могут вспомнить, что самый старый мост Флоренции в плане возраста не способен конкурировать с римским Мулиевым мостом и аналогичными конструкциями в Римини или Чивидале-дель-Фриули. Как ни крути, а те мосты были сооружены еще в античные времена, в то время как Понте Веккьо – дитя проторенессанса.
Его построили в 1345 году, и долгое время в открытых на нем лавках обитались мясники, радуя жителей Флоренции характерными, не слишком изысканными ароматами. Но в 1593 году мясников с моста изгнали, и на Понте-Веккьо обосновались ювелиры, по сей день торгующие здесь драгоценностями. Собственно, благодаря этому мост и получил свое второе имя – Золотой.
Занятно, что площадка с одним из лучших видов на Понте-Веккьо, откуда можно детально разглядеть секретный коридор Вазари, соединяющий мост с бывшей резиденцией Медичи палаццо Питти, находится непосредственно перед входом в отель Hotel Lungarno: недаром многие гиды даже целенаправлено ведут сюда группы жадных до фотографий туристов.
В самом же отеле в номерах, выходящих на реку, имеются балконы или панорамные окна, которые только самый несообразительный человек на свете не догадается с наступлением вечера открыть нараспашку. И, да, как бы банально это не звучало, наблюдать под крики чаек, как алые лучи закатного солнца окрашивают Золотой мост в тысячи оттенков пурпура, – подлинная квинтэссенция наслаждения, пренебречь которой, находясь во Флоренции, преступно.
Впрочем, если по тем или иным причинам поселиться в Hotel Lungarno вы не сможете, от всей души советую вам заглянуть сюда на аперитив в бар Picteau. С недавних там пор там подают не только лучшие вина, но и коктейли, которые итальянские бармены со свойственным им перфекционизмом делают высшем уровне.
Между прочим, свое название бар Picteau получил неспроста. Это аббревиатура из двух хорошо знакомых всем нам фамилий: художника Пабло Пикассо и писателя Жана Кокто. Дело в том, что Hotel Lungarno – не просто отель, а своеобразная галерея современного искусства. В его коллекции работы Антонио Буэно, Вирджилио Гуили, Сирони, Морлони и других именитых художников XX столетия.
Гравюры, рисунки и полотна глаз замечает повсюду. И в вестибюле отеля, и на этажах, и в лифтах, и непосредственно в комнатах. Ну, а в баре Picteau на первом этаже красуется жемчужина коллекции – рисунок самого Пикассо. Пропустить его невозможно. Он, понятное дело, выставлен на самом видном месте.
ПОГУЛЯТЬ В САДУ ИРИСОВ
Ирис для Флоренции – непросто цветок. Это геральдический символ флорентийской республики, существовавшей с XII по XVI век, а его изящно изогнутые лепестки олицетворяют три добродетели: мудрость, преданность и доблесть.
О том, как и почему ирис стал символом города, историки спорят до сих пор. Одни полагают, что хитромудрые Медичи просто позаимствовали у французов их королевскую линию, которая, кстати, на самом деле является ирисом, и изменили ее цвет с желтого на алый.
Гипотеза – вполне рабочая, ведь, во-первых, три лепестка французской лилии означают ровно тоже самое, что и лепестки флорентийского ириса. Во-вторых, кто-кто, а Медичи и с домом Валуа, и с Бурбонами общий язык находить умели: все же помнят, что Екатерина, и Мария Медичи стали французскими королевами? Да и вообще, итальянцы и французы все время друг у друга что-нибудь заимствовали. Так, знаменитый Люксембурский сад в Париже – вольная копия флорентийских садов Боболи, а итальянский флаг – видоизмененный французский триколор, где место синего цвета занял зеленый.
Правда, положа руку на сердце, стоит заметить, итальянцам такая версия появления флорентийского герба не особенно нравится. Они предпочитают думать, что местная аристократия просто вдохновлялась красотами природы.
Вдохновимся же и мы! Благо, ирисы во Флоренции по-прежнему цветут, правда, увидеть все буйство красок можно лишь раз в году. Весной. С 25 апреля по 20 мая. Только в эти дни для посещения публики открыт Сад ирисов, расположенный по адресу viale Michelangelo, 82.
Он появился в городе сравнительно недавно. В 1954 году по инициативе Пьеро Барджеллини – флорентийского советника по изящным искусствам. Что показательно, цветы сюда попадали на конкурсной основе, а к созданию сада были привлечены исключительно ботаники с мировым именем. Кстати, они приезжают во Флоренцию из научного интереса до сих пор, ведь сохранение редких видов ирисов – главная задача флорентийского сада.
ПОДНЯТЬСЯ В УНИКАЛЬНЫЙ САД РОЗ
Каждый человек, бывавший во Флоренции, знает: если лучший вид на Понте-Веккьо открывается от входа в отель Hotel Lungarno, то за красивой панорамой нужно подниматься на площадь Микеланджело, проще говоря, на холм, где установлена бронзовая копия статуи Давида. Отсюда вся родина итальянского Ренессанса просматривается как на ладони. Вот рыжий купол Брунеллески, выглядящий, как стоящее на подставке яйцо. Вот взмывающая в небеса чуть ли не вопреки законам земного тяготения колокольня Джотто. А вот шахматная ладья палаццо Веккьо.
Весной же для любителей пеших прогулок (подъем на площадь Микеланджело – серьезное испытание на выносливость) во Флоренции имеется и дополнительный бонус. До конца мая туристы, отправившиеся исследовать этот район города, могут посетить и Сад роз (Giardino delle Rose), который был разбит в 1865 году Джузеппе Поджи – архитектором, занимавшимся обустройством расположенной по соседству площади Микеланджело.
Место для Сада роз было выбрано не случайно. Он разбит близ небольшой виллы, в прошлом принадлежавшей ораторианцам – католическому апостольскому обществу, созданному в 1558 году Филиппи Нери. Еще в стародавние времена ортарианцы устроили на склонах холма террасы, по типу тех, что используются в Лигурии для культивации винограда. На них-то Джузеппе Поджи и решил выращивать розы. Так в городе появился сад во французском стиле, выглядящий нарочито естественно, но при этом продуманный до мелочей. Чего стоит одна только местная система поливки цветов! Чуть ли не у каждого розового куста здесь имеется свой источник, к которому через трубу подается вода из установленной наверху цистерны.
В мае все розы тут уже цветут, а воздух напоен нежнейшим ароматом, вызывающим ассоциации со сказкой «Снежная королева» и знаменитыми розовыми полями в Болгарии. Между прочим, сегодня в саду Флоренции можно увидеть розы 1000 сортов, а 350 из них – старинные: в точности такие внимательный зритель разглядит на шедевре «Весна» Боттичелли.
Но сказочное многоцветие – неединственный повод заглянуть в зачарованный сад. В 2011 году тут появились бронзовые статуи бельгийского скульптура Жана-Мишеля Фолона, а, кроме того, здесь устроен аутентичный японский садик. В подлинности его сомневаться не стоит, ведь над проектом трудился архитектор Ясуо Китайма, а сам сад – подарок Флоренции от города-побратима Киото.
Еще один любопытный момент. Сад роз – память о том недолгом периоде, когда Флоренция была столицей Италии. Собственно, Джузеппе Поджи и начал заниматься его созданием после того, как правительство решило перенести ее сюда из Турина. И, хотя столичный статус у города на реке Арно вскоре отобрал вечный Рим, диковинный Сад роз остался живым напоминанием о том недолгом периоде времени, когда Флоренция была главным городом Италии.
ПОЧУВСТВОВАТЬ «ВЕСНУ» БОТТИЧЕЛЛИ
Занятный момент: сегодня все гости галереи Уффици столь сильно стремятся увидеть «Весну» и «Венеру» Боттичелли, что подчас даже оставляют без внимания «Урбинскую Венеру» Тициана или «Благовещение» Леонардо да Винчи. Но так было не всегда. До первой половины XX века одно из самых таинственных произведений Боттичелли искусствоведы считали крайне любопытным, но не выдающим. Недаром, из личных покоев Медичи картина вначале отправилась в запасники Уффици, а затем на долгие годы в Академию, где использовалась в качестве учебного пособия для юных художников.
Тут на ум невольно приходят и непонятый современниками «Ночной дозор» Рембрандта, и «Мона Лиза» да Винчи. Ведь, как говорил в сериале «8 чувство» один из персонажей: «В этих картинах ничего не поменялось. Изменились лишь мы и наше восприятие искусства».
«Весна» Боттичелли при всей сложности композиции, работа, в первую очередь, бьющая в чувства своей метафоричностью. Конечно, можно, любуясь ей, дивиться сложным прическам Венеры, Флоры и нимф. Можно с дотошностью ответственного бухгалтера пересчитать все 500 цветов, написанных столь детализировано, что изучавшие картину ботаники сумели идентифицировать на полотне и немецкий ирис, и розы старинных сортов.
Однако в случае с «Весной» подобный подход отдает обесцениванием. Ведь пусть изображенные на полотне группы фигур и подчинены ритму 3-1-3-1, пусть стоящая в центре Венера и является символом гуманности, а заодно земной и небесной любви – в руках мастера все аллегорические детали картины являлись лишь инструментами для создания у зрителя ощущения бесконечного возрождения, которое излучает его работа.
Чтобы поймать его, постройте визит в Уффици следующим образом. Сначала прогуляйтесь по коридору и посмотрите на античные статуи, а только затем отправляйтесь к картинам. Если вы не большой любитель живописи, то залами с работами художников Раннего Возрождения можете смело пренебречь. На верхнем этаже сконцентрируйтесь лишь на центральной части, где выставлены Леонардо, Рафаэль, Боттичелли и несколько работ Микеланджело, а «Урбинскую Венеру» и щит с головой Медузы Горгоны кисти Караваджо приберегите на финал.
УВИДЕТЬ ПАСХАЛЬНЫЙ ВЗРЫВ ТЕЛЕГИ
Если ваша поездка во Флоренцию выпадет на Пасху, ни в коем случае не пропустите Scoppio del Carro – главное событие пасхального воскресенья. Название его можно перевести на русский язык, как «взрыв телеги», а суть традиции в следующем. Ближе к полудню на площадь перед собором Санта-Мария-дель-Фиоре под звон колоколов прибывает процессия из трубочистов, знаменосцев и барабанщиков в костюмах эпохи Возрождения. Они сопровождают повозку, запряженную четырьмя белыми быками с массивной конструкцией наверху.
Затем ровно в 12.00 на алтаре Санта-Мария-дель-Фьоре поджигается привязанная к 150-метровому тросу ракета в форме голубки. Ее отпускают, она летит прямо в повозку и врезается в установленную на ней конструкцию, которая под восхищенные крики толпы взрывается фейерверками.
Традиция устраивать на Пасху шум, гам, салют – древняя и уважаемая. Свои истоки она берет еще во времена крестовых походов, когда прибывшие в город на реке Арно крестоносцы привезли с собой из Иерусалима благодатный огонь. Собственно, первоначально традиция Scoppio del Carro и была симуляцией сошествия благодатного огня, однако вскоре местные жители наделили ее значением, более близким к язычеству, нежели к христианству.
Считалось, что пролет подожженной голубки максимальное точно предсказывает насколько богатым в этом году будет урожай. Мол, чем более плавно подожженный снаряд пролетит – тем больше плодово-овощных культур осенью уродится. Само собой, сейчас в это уже никто не верит, однако от традиции взывать на Пасху телегу флорентийцы отказываться не думают. И, между прочим, это единственный город в Италии, где подобное практикуется.
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com