страны

Италия. Феррара: Лукреция Борджиа, дворцы, замки и хлеб

На проходившей в Падуе выставке, посвященной итальянскому гуманисту, кардиналу, поэту и ученому Пьетру Бембо (1470 — 1547 гг), особое внимание гостей привлекал один экспонат. Прядь золотистых волос, заточенная в хрустальный футляр.


Историки уверены, этот локон принадлежал Лукреции Борджиа — одной из самых известных и неоднозначных женщин в истории Италии, по слухам, она была возлюбленной Бембо.

локон волос Лукреции Борджиа

На фото: локон Лукреции Борджиа

Лукреция Борджиа — незаконнорожденная дочь куртизанки Ванноцци деи Каттанеи и кардинала Родриго Борджиа, ставшего в 1492 году Папой Римским Александром VI и прославившего в веках развратным (даже по меркам Ватикана того времени) поведением. Сестра (а по слухам и любовница) Чезаре Борджиа — тирана и величайшего политического деятеля Ренессанса, именно он первым решил объединить Италию и стал прообразом «Государя» Макиавелли.

На фото: Холлидей Грейнджер в роли Лукреции Борджиа (сериал Борджиа)

Говорят, именно Лукреция Борджиа, славившаяся экзотической для итальянки испанского происхождения красотой (она была блондинкой со светлыми глазами) позировала в образе Флоры для Бартоломео Венето и Лоренцо Лотто (портрет кисти последнего, к сожалению, был утерян).

картина "Флора" кисти Бартоломео Венето

На фото: картина «Флора» кисти Бартоломео Венето, предположительно портрет Лукреции Борджиа

Личная жизнь этой необыкновенной женщины, как и положено, была необыкновенной. Официально Лукреция выходила замуж трижды, в первый раз она пошла под венец в еще совсем юном возрасте за Джованни Сфорца. В процессе замужества девушка умудрилась не только изменить своему мужу с протолюдином, но и забеременеть от другого, союз Лукреции и Джованни был расторгнут ее отцом папой Александром Шестым на основании того, что брак не был консумирован: Лукреция, в то время уже бывшая на сносях, в официальном документе называлась девственницей, а ее бывший супруг — импотентом.

Кадр из фильма "Аморальные истории", Лукреция Боржиа

На фото: кадр из фильма «Аморальные истории», Лукреция Боржиа с семьей

Второй брак Лукреции с герцогом Бишелье Альфонсо Арагонским был более удачным с любовной точки зрения (супруги питали друг к другу нежные чувства), но тоже недолговременным, вскоре молодого мужа Лукреции убили, а в смерти супруга белокурой красавицы толпа обвинила ее же брата — Чезаре Борджиа. В третий и последний раз Лукреция вышла замуж за Альфонса Д’Эсте — принца Феррары, в то время богатейшей провинции Италии.

На фото: центральная площадь Феррары и замок Эсте

Сегодня всем гостям этого города гиды с гордостью демонстрируют лестницу в родовом замке Эсте, приговаривая: «Да, именно тут грустила по своим погибшим мужчинам Лукреция Борджиа».

На фото: лестница в муниципалитете Феррары, на которой грустила Лукреция Борджиа

Замок Эсте — главная достопримечательность Феррары. Он настолько большой и многоуровневый, что в его стенах нашлось место и музею, и галерее, где проходят тематические выставки, и даже местному муниципалитету.

На фото: замок Эсте

Во рве, что окружает замок, и по сей день водятся крупные карпы, на поднимающихся мостах замка и в кафешках близ крепостных стен любят коротать вечера влюбленные, а во дворе замка Эсте иногда дают концерты местные рок-группы.

На фото: замок Эсте 

Кстати, та самая лестница, на которой грустила Лукреция Борджиа, относится уже не к территории музеев замка, а к местному муниципалитету, сегодня по ней поднимаются пары, решившие вступить не в церковный, но в гражданский брак, — то, что именно тут любила проводить свои дни одна из главных «черных невест» Европы эпохи Возрождения, похоже, никого не смущает.

На фото: муниципалитет города Феррара

Расцвет Феррары пришелся на эпоху Ренессанса. В то время город, которым управляла династия Эсте, стоял на берегу притока полноводной реки По, кстати, и по сей день самой крупной в Италии. Река приносила и радости, и горести в процентном соотношении примерно пятьдесят на пятьдесят.

На фото: улочка в городе Феррары

С одной стороны, именно близость реки позволяла городу вести активную торговлю и, как следствие, богатеть, с другой — случавшиеся здесь наводнения приводили к весьма печальным последствиям. В конце-концов, минусы перевесили плюсы, и после очередного наводнения приток реки перенесли от Феррары на значительное расстояние, город больше не затапливало, но с и экономической точки зрения Феррара потеряла слишком многое, и в результате город постепенно утратил свое могущество.

На фото: центральная площадь Феррары 

Но, это случилось позже. Во времена же Лукреции Боржиа ее супруг — принц Феррары Альфонсо Д’Эсте был поглощен одной идеей: как спасти богатейший город Эмилия-Романья от папских притязаний. Кстати, он и женился на папской дочке исключительно из политических соображений, как женщина Лукреция его никогда особенно не интересовала.

На фото: фасад собора Duomo San Giorgio

О том, как католические принципы вторгались в жизнь Феррары рассказывает в прямом смысле этого слова фасад расположенного близ замка Duomo San Giorgio, — кстати, одного из красивейших соборов Италии. Собор начал строиться в двенадцатом веке и барельефы, украшающие нижнюю часть его фасада, явно свидетельствуют о том, что в то время влияние Ватикана на жизнь феррарцев было относительным. Приглядитесь к этой фотографии.

На фото: древний фасад Дуомо Сан-Джорджио

Все барельефы очень мирные и даже позитивные: обнимающие друг друга Мария и Иосиф, рождение младенца Иисуса, дары волхвов и Святой Георгий, побеждающий змея. Никаких сцен распятия, страшного суда или ужасов ада тут не наблюдается.

фасад дуомо Сан-Джорджио

На фото: фрагмент древнего барельефа на фасаде Дуомо, символизирующее рождение Христа и поклонение волхвов.

А вот верхняя часть декора фасада, созданная несколькими веками позже, когда влияние Ватикана в Ферраре усилилось.

На фото: фасад собора Святого Георгия

Мы видим скульптурную композицию, в центре которой Мадонна, над ней — изображение Страшного суда. По левую руку от Мадонны — праведники, попавшие в рай, композиция достаточно стандартная и не слишком интересная. По левую — грешники в аду, тут скульпторы уже постарались на славу: страшные черти варят души несчастных в котле и скармливают грешников Церберу.

черти с грешниками на, фрагмент скульптурной композиции на фасаде собора

На фото: черти с грешниками, фрагмент скульптурной композиции на фасаде собора San Giorgio. 

Стоит заметить, в то время лишь малый процент жителей Феррары умел читать, потому данные «иллюстрации» на входе в кафедральный собор должны были предельно доступно объяснить горожанам, что с ними приключится после смерти, если они не будут слушаться Папу. Также примечательны колонны Duomo San Giorgio, справа колонну держит на своих плечах молодой человек, слева — старик.

Старик поддерживает колонну одной рукой, в то время как молодой парень использует две руки — это символическое изображение того, что старость приносит не только немощь, но и мудрость, а мудрость — сила ума, которая подчас превосходит в разы силу физическую.

На фото: колонна на входе в собор, скульптура старика, держащего колонну одной рукой.

Вообще Duomo San Giorgio — очень любопытный собор. Местная колокольня сложена из розового мрамора, а стена, выходящая на площадь, состоит из маленьких клетушек-комнатушек. В старые времена тут располагались лавки, а заодно и жилища купцов, сейчас тут по-прежнему кто-то живет (об этом свидетельствуют кондиционеры на окнах), а внизу располагаются магазинчики, торгующие туристической ерундой.

На фото: колокольня и лавочки на стене собора Святого Георгия

В одной из этих лавочек вам непременно попадется магнит с изображением профиля Лукреции. То, почему Лукреция Борджия (дама, скажем прямо, не с самой лучшей репутацией) стала одной из живых легенд Феррары, — вполне объяснимо.

серебряная гравюра с изображением Лукреции Борджиа и ее сына

На фото: серебряная гравюра с изображением Лукреции Борджиа и ее сына

Именно при ее посредничестве замок Эсте стал одним из самых блистательных дворов в Европе того времени, познакомиться с удивительной красавицей приезжали известнейшие скульпторы, поэты и политические деятели Ренессанса, в числе которых был и Пьетро Бембо — гуманист, поэт, один из основателей археологии как науки и изобретатель карманных книг (до него книги выпускались только в крупном формате и читать их можно было лишь в библиотеке).

На фото: лестница замка Эсте

Кстати, некоторые из своих стихов он посвятил как раз Лукреции, а в одном сонете Бембо даже признался, что готов «молиться балкону, на котором она стояла». О величии Феррары того времени сегодня свидетельствуют многочисленные дворцы, построенные в шестнадцатом веке. Самый известный из них — Palazzo dei Diamante или Алмазный дворец. Его стены выложены мраморными квадратами (на отделку ушло более 12 тысяч квадратов), и каждый из них повторяет своей формой огранку бриллианта.

На фото: Алмазный Дворец, Феррара

А вот от крепостных стен, что раньше окружали город, сегодня осталось немного, сейчас на их месте — велосипедные дорожки, которыми активно пользуются жители Феррары. Вообще велосипед в Ферраре — основное средство передвижения, на них ездят и стар, и млад, а количество велосипедов на душу население так высоко, что даже Амстердам может позавидовать.

На фото: велосипеды в Ферраре

На улице Сводов — еще одно известное место города — обычно парковаться негде, поэтому велосипедисты иногда прикрепляют велосипеды прямо к стенам базилик. Вообще улица Сводов — необыкновенно красивое место: все дома этой узенькой улочки соединены между собой подобием арок. Дело в том, что раньше это была не улица, а канал, с одной стороны которого находились жилые дома купцов, с другой — торговые ряды. Купцы переходили из дома в магазин по мостикам, потом канал осушили, и теперь это просто улочка с прелестными арками.

На фото: улица Сводов в Ферраре

Кстати, о каналах. Феррара, как и многие окрестные города, некоторое время принадлежала венецианцам, в наследство от того периода феррарцам достались барельефы с изображением крылатого льва, которыми, как известно, представители Светлейшей республики помечали все места, которые завоевывали, фото ниже.

Впрочем, гораздо любопытнее в Ферраре разглядывать барельефы местных цервей. Вот, к примеру, этот вполне себе русский витязь украшает Museo della Cattedrale, расположенный на главной площади города.

барельеф на входе в Museo della Cattedrale

На фото: барельеф на входе в Museo della Cattedrale

Или мозаичное изображение девы Марии с младенцем на улочке, ведущей от центра в сторону крепостных стен, на Мадонне и Иисусе короны, вызывающие ассоциации с искусством Византии.

На фото: Мадонна на стене одного из домов Ферраре

Еще один исторический персонаж и символ Феррары — великий и ужасный проповедник Джироламо Савонарола. Прославился тем, что обличал развратные нравы Ватикана, проповедовал строгий аскетизм и предсказывал скорый конец света.

На фото: статуя Джироламо Савонарола

Хотя проповедовал Савонарола, преимущественно, во Флоренции, где его вначале все слушали, а потом там же и сожгли, памятник этой одиозной личности воздвигли на его родине, в Ферраре, причем, на почетном месте, близ замка Эсте, и, кстати, в Ферраре Савонаролу и по сей день считают святым.

Ну, и напоследок, переходим от пищи духовной к пище материальной или, проще говоря, от зрелищ к хлебу. Он в Ферраре необыкновенный.

хлеб из Феррары

На фото: знаменитый хлеб из Феррары

Формой местный хлеб напоминает морскую звезду, осьминога или какого-то другого обитателя подводных глубин. Попробовать стоит хотя бы из любопытства.

 

Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com

   с нами в pinterest   

error: Копирование материалов сайта www.trip-point.ru запрещено. Если вы хотите использовать наши тексты, свяжитесь с нами по имейл info@trip-point.ru или julia.malkova@gmail.com