страны

Равенна: достопримечательности города, византийские мозаики и искусство арианцев

С точки зрения первого впечатления Равенна другим городам Италии, к сожалению, проигрывает по умолчанию. Если по приезду в Рим, Венецию или Верону среднестатистический турист неизменно переживает ощущение всепоглощающего восторга от архитектурных красот города, то внешний облик Равенны произвести WOW-эффект просто не способен.

Маленькие улицы с серыми домиками, несколько башен, могила Данте, да симпатичная площадь Piazza del Popolo.

улочка Равенны

На фото: улочка Равенны

 И то приятное впечатление Piazza del Popolo производит лишь благодаря узнаваемым венецианским аркам Palazzo Veneziano, плюс в центре площади высятся колонны с не менее узнаваемым крылатым венецианским львом и скульптурами Пап — Венеция владела Равенной с 1441-го по 1509 год, вот и разнообразила архитектурный облик города привычными «элементами декора».

Пьяцца дель Пополо, Равенна

На фото: Piazza del Popolo

Впрочем, резные венецианские арки на городской площади — это скорее символ заката Равенны, города, который согласно Дионисию Галикарнасскому был основан за семь поколений до Троянской войны. В шестом веке до нашей эры здесь жили этруски, о чем свидетельствуют обнаруженные в окрестностях города бронзовые статуэтки с характерными надписями, а при императоре Августе в Равенне стоял морской флот, насчитывающий 250 кораблей — число и по современным меркам внушительное.

древние саркофаги у Сан-Витале, Равенна

На фото: древние саркофаги у Сан-Витале, Равенна

Но если от этрусков и римлян в Равенне мало что сохранилось, то остготское и византийское наследие города огромно. Истинные богатства Равенны сокрыты в местных церквях и баптистериях — это раннехритианские византийские и арианские мозаики и саркофаги, причем, если визайнтийские мозаики можно увидеть, к примеру, в храме Санта-Мария Ассунта на острове Торчелло (почитать о храме можно здесь) или в Святой Софии в Стамбуле, то образцов арианского искусства в мире наперечет.

Равенна

На фото: улочка в центре Равенны

Дело в том, что на Никейском соборе 325-го года христианское учение александрийского священника Ария, согласно которому Христос был сотворен Богом и, соответственно, не был равен Всевышнему, было признано ересью, и, хотя таким жестоким гонениям как катары, последователи арианства не подвергались, это направление христианства бесследно исчезло уже в Раннем Средневековье.

Равенна

В Равенне католики и арианцы сосуществовали вполне мирно до 525 года, ведь остготы, а точнее их король Теодорих, занявший город в 493 году, поддерживал учение арианцев и после Никейского собора. Несмотря на то, что в мае 540 года Равенна перешла в руки византийцев, здесь сохранился Баптистерий Арианцев, построенный королем готов Теодорихом, да и в знаменитая базилика Sant’Apollinare Nuovo изначально была арианской церковью.

Sant'Apollinare Nuovo

На фото: Sant’Apollinare Nuovo

На осмотр одних только арианских и византийских мозаик у гостей Равенны уходит не менее двух дней и, даже если искусством Раннего Христианства вы никогда не интересовались, поизвучать мозаики и саркофаги этого итальянского города все же стоит, ведь где еще увидишь Христа в образе пухленького подростка или грозного война? Только в Равенне и больше нигде!

БАПТИСТЕРИЙ АРИАНЦЕВ ИЛИ ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ДУХА В РАВЕННЕ

Хотя рассказ о мозаиках Равенны все всегда начинают со знаменитого Сан-Витале, на мой взгляд, самая любопытная мозаика города украшает купол маленькой и скромной Церкви Святого Духа.

Баптистерий арианцев, мозаика, Равенна

На фото: мозаика в Церкви Святого духа

Дело в том, что до второй половины шестого века церковь была баптистерием арианцев, построил ее король остготов Теодорих, стремившийся создать в Равенне независимый от католиков церковный институт.

баптистерий арианцев, Равенна

На фото: Христос-подросток, принимающий крещение, Баптистерий арианцев

Под куполом баптистерия изображена сцена крещения Христа, и эта мозаика абсолютно уникальна в своем роде. Согласно католической, православной традиции и Евангелию от Луки Иисус принял Крещение в водах Иордана возрасте 30 лет, арианцы же полагали, что Христос был крещен подростком.

баптистерий арианцев, Равенна

Собственно, мозаика и иллюстрирует крещение Иисуса-подростка. У многих может возникнуть вопрос: а что это за рогатая фигура по правую руку Христа? Объясняем, это дух реки Иордан. Хотя арианцы и относили себя к христианам, они вполне могли изображать в церквях и баптистериях духи рек.

САН-ВИТАЛЕ (S VITALE) — ГЛАВНАЯ БАЗИЛИКА РАВЕННЫ

Сегодня внешний облик Сан-Витале — главного храма Равенны — вряд ли вызовет у вас приступ бесконтрольного эстетического восторга, а ведь Андреа Ангелло, посетивший Равенну в девятом веке нашей эры, писал, что собора, равного по красоте и величественности этому сооружению, нельзя найти на территории Европы.

базилика Сан-Витале в Равенне

На фото: базилика Сан-Витале в Равенне

Конечно, с девятого века много воды утекло, и, безусловно, Сан-Витале не идет ни в какое сравнение с красавицей Санта-Мария-дель-Фиоре во Флоренции или тем более с Собором Святого Петра в Риме. Однако, когда задумываешься о том, что строительство храма было начато в 525 году нашей эры, а освятили базилику, посвященному Святому Виталию — христианскому мученику, солдату, заживо похороненному под камнями в Равенне — в 548 году, тебя охватывает чувство почти мистического трепета.

мозаика в Сан-Витале

На фото: мозаика в Сан-Витале

Главное сокровище Сан-Витале — византийские мозаики, которыми украшены своды собора. Стоит сказать, что в отличие от фресок мозаики практически не разрушаются со временем, то есть они и сегодня выглядят в точности также, как и почти 1500 лет назад, когда строительство собора было завершено.

мозаики Сан-Витале (S Vitale), Равенна

На фото: мозаики Сан-Витале (S Vitale), Равенна

На центральной мозаике в конхе базилики изображен Спаситель в окружении ангелов, Святого Виталия и епископа Экклезиея — одного из основателей базилики. Сюрприз, на мозаике, которую принято датировать 500 годом нашей эры, Иисус изображен безбородым юношей, что разнится с привычным нам образом Христа.

Мозаика, изображающая Христа, Святого Виталия и ангелов в Сан-Витале

Мозаика изображающая Христа, Святого Виталия, ангелов и епископа Экклезиея в Сан-Витале

Еще одна интересная деталь — восседает Христос на голубом шаре, что вполне может символизировать земной шар. Казалось бы, мы все знаем, что в дремучей древности люди были уверены, что земля плоская, но на самом деле это не так.

Мозаика, изображающая Христа, Святого Виталия и ангелов в Сан-Витале

Мозаика, изображающая Христа, Сан-Витале

Подобное заблуждение бытовало в умах простых обывателей, а древнегреческие и древнеримские мореходы уже в пятом веке до нашей эры знали, что земля имеет форму шара, да и греческий ученый Эратосфен еще в 250 году до нашей эры смог довольно точно измерить радиус земли, так что предположение о том, что синий шар может символизировать землю вполне имеет место быть.

Мозаика, изображающая Христа, Святого Виталия и ангелов в Сан-Витале

Мозаики на боковых стенах аспиды Сан-Витале изображают императора Юстиниана и его супругу Феодору.

император Юстиниан со свитой, мозаика, Сан-Витале, Равенна

На фото: император Юстиниан со свитой, мозаика в Сан-Витале

Тут следует оговориться, что строительство Сан-Витале было начато во время правления в Равенне Амаласунты — дочери остготского короля Теодориха, то есть изначально базилика должна была стать арианской церковью. Однако в 540 году Равенна перешла к византийцам, которые, к их чести, разрушать храм не стали, наоборот, достроили его и украсили мозаиками, конечно, в том числе изображающими византийского императора и его супругу.

императрица Феодора со свитой, мозаика, Сан-Витале, Равенна

На фото: императрица Феодора со свитой, мозаика в Сан-Витале

«Мозаики в то время были аналогом фотографии, — объяснял мне Джакомо, гид Равенны. — Авторы мозаик придавали большое значение деталям, они пытались воссоздать до мельчайших подробностей нюансы костюма, индивидуальные особенности лиц. К примеру, по мозаичному портрету Юстиниана видно, что император не очень любил бриться, у него на лице легкая трехдневная щетина. Портрет же его супруги Феодоры дает нам точное представление о том, какие украшения носили женщины в то время».

Императрица Феодора, мозаики Сан-Витале, Равенна

На фото: на голове императрицы Феодоры — диадема, на шее — тяжелое ожерелье, в руках императрица держит потир — сосуд для христианского богослужения.

Еще любопытный момент. При оформлении базилики Сан-Витале трудились художники сразу двух школ: римско-эллинистической и византийской. Для первой характерна детальная проработка не только переднего плана мозаики, но и фона, вторые же часто фоном пренебрегали и изображали на мозаиках персонажей исключительно в анфас.

мозаика с портретом императора Юстиниана, Сан-Витале, Равенна

На фото: мозаика, изображающая императора Юстиниана, византийская школа мозаики

Таким образом, Христос и портреты императора Юстиниана и его супруги выполнены мастерами византийской школы, ведь фигуры на мозаиках расположены в анфас и на простом золотом фоне. А вот мозаики пресвитерия храма (пространство между нефом и алтарем), иллюстрирующие библейские сцены, созданы художниками римско-эллинистической школы.

Сан-Витале, Равена, мозаика жертвоприношение Исаака и гостеприимство Авраама, мозаика выполнена мастерами римско-эллинистической школы

На фото: мозаика жертвоприношение Исаака и гостеприимство Авраама, мозаика выполнена мастерами римско-эллинистической школы

Как видно на фото выше, на них святые изображены не только в анфас, но и в профиль, а на заднем фоне можно увидеть изображения гор, облаков, лесов и другие элементы пейзажа.

МАВЗОЛЕЙ ГАЛЛЫ ПЛАЦИДИИ

Хотя маленький мавзолей, к слову, одно из старейший сооружений Равенны, его постройку датируют второй четвертью пятого века нашей эры, носит имя Галлы Плацидии, на самом деле он не является местом захоронения дочери римского императора Феодосия Великого.

мавзолей Галлы Плацидии

На фото: мавзолей Галлы Плацидии

Галла Плацидия умерла в Риме 27 ноября 450 года и обрела вечный покой в вечном городе. Убедительных доказательств того, что именно она решила в свое время возвести в Равенне мавзолей, тоже нет никаких. Тем не менее, историки предполагают, что это место в древности было часовней, а значит, ничто не мешало дочери Феодосия Великого здесь молиться.

мозаика в мавзолее Галлы Плацидии

На фото: мозаика в мавзолее Галлы Плацидии

Если внешне мавзолей смотрится более чем скромно, то его внутреннее убранство роскошно. Купол часовни украшен мозаикой работы мастеров римско-эллинистической школы, изображающей звездное небо с золотым крестом в центре композиции.

мозаика, изображающая звездное небо, купол мавзолея Галлы Плацидии

На фото: мозаика, изображающая звездное небо, купол мавзолея Галлы Плацидии

На фоне темного неба цвета индиго распускается хоровод золотых звезд, а по углам мозаики золотом выложены символы апостолов-евангелистов: лев (Марк), телец (Лука), орел (Иоанн) и ангел (Матфей). На южном и северном люнетах мавзолея — две мозаичные картины в обрамлении узоров, символизирующих райский сад.

орнамент, символизирующий райский сад, мавзолей Галлы Плацидии

На фото: мозаика с орнаментом, символизирующим райский сад, мавзолей Галлы Плацидии

На северном лютене изображен Добрый Пастер, то есть Христос, на южном — Сан-Лоренцо перед казнью, считается, что Святой Лаврентий был заживо сожжен римлянами на металлической решетке.

мавзолей Галлы Плацидии

Добрый пастырь — мозаика в мавзолее Галлы Плацидии, овцы символизируют паству, поза Христа как бы говорит: «Я смотрю за вами, я забочусь о вас».

Кстати, из-за того, что на мозаике на южном лютене изображен Сан-Лоренцо, многие историки предполагают, что в древности мавзолей был часовней, посвященной именно Святому Лаврентию.

мозаика изображающая Святого Лоренца (Сан-Лоренцо), мавзолей Галлы Плацидии

Мозаика, изображающая Святого Лаврентия (Сан-Лоренцо) перед казнью. Обратите внимание, на мозаике Святой, идущий на смерть, не выглядит печальным, таким образом художник подчеркивал не только бесстрашие Сан-Лоренцо, но и правильность выбранного им пути.

В центре мавзолея установлен саркофаг, но кто именно был в нем похоронен, похоже, так навсегда и останется загадкой. В свое время исследователи вскрыли саркофаг, проделав в тыльной стороне каменного основания небольшое отверстие, но, когда к отверстию поднесли свечу, прах, находившийся в саркофаге, воспламенился и в считанные секунды сгорел дотла, так что выяснить, кто же был похоронен в мавзолее, теперь не представляется возможным.

SANT’APOLLINARE NUOVO

Изначально Sant’Apollinare Nuovo была арианской церковью, ведь построили ее в период с 493-го по 526 год, когда в Равенне владычествовали остготы. Затем в 556 — 565 годах власть перешла в руки византийцев, и император Юстиниан передал церковь католикам.

Sant'Apollinare Nuovo, Равенна

На фото: Sant’Apollinare Nuovo, Равенна

Вначале ее посвятили Святому Мартину, но в девятом веке сюда по инициативе равенского епископа перенесли мощи Святого Аполлинария, и церковь самопроизвольно переименовалась в Sant’Apollinare Nuovo (приставка Nuovo, то есть «новая» появилась дабы не путать храм с арианской базиликой Sant’Apollinare в Классе, тоже расположенной неподалеку).

Sant'Apollinare Nuovo, Равенна

Внутреннее помещение церкви разделено двумя рядами колон, над которыми красуются мозаики, созданные в конце пятого-начале шестого веков. На нижних рядах мы видим изображения христианских мучеников и святых женщин.

Sant'Apollinare Nuovo, Равенна

На фото: мозаики Sant’Apollinare Nuovo

Процессии дев и мучеников, изображенные на нижних рядах мозаики, любопытны тем, что при общей схожести ни одна фигура не повторяет другую, разница заметна не только в деталях одежды, но даже в выражении лиц святых.

святые девы, мозаика в Sant'Apollinare Nuovo

Святые девы, мозаика в Sant’Apollinare Nuovo

Мозаики на верхнем ряду — между окнами — иллюстрируют сцены Евангелия. Хотя точно сказать, какие мозаики Sant’Apollinare Nuovo были созданы арианцами, а какие позже католиками — невозможно, однако легко заметить, что иллюстрации сцен жизни Христа на верхнем ряду мозаик очень разнятся по стилю. На некоторых мозаиках Христос выглядит таким, каким его изображают в католической традиции, на других же Спаситель юный и безбородый.

Христос на арианских мозаиках в Sant'Apollinare Nuovo

На фото: Христос на арианской мозаике в Sant’Apollinare Nuovo

Самое популярное объяснение этой стилистической разницы следующее. Считается, что большинство мозаик было создано арианцами, но после того, как Sant’Apollinare Nuovo перешла к католикам некоторые изображения Христа были отредактированы с учетом католических канонов.

мозаики в Sant'Apollinare Nuovo

На фото: переложенная католиками мозаика в Sant’Apollinare Nuovo, образ Христа более соответствует каноническому.

Кстати, по одной из гипотез, католики отретушировали не только часть изображений Христа на арианских мозаиках, но и придали мозаичному портрету короля остготов Теодориху сходство с императором Юстинианом, так что теперь понять, какой именно государственный лидер изображен на мозаике в Sant’Apollinare Nuovo, весьма проблематично.

СОБОРНЫЙ ИЛИ НЕОНОВЫЙ БАПТИСТЕРИЙ

Соборный баптистерий был построен в первой четверти пятого века, то есть тоже во времена арианцев. Но мозаикам неонового баптистерия не очень повезло, их, как и в Sant’Apollinare Nuovo, отретушировали католики, то есть на украшающей купол мозаике Крещение Господне, Иисуса-подростка превратили в Иисуса тридцатилетнего, сделали это очень простым способом — переложили мозаику, изображающую лик Спасителя.

Крещение Христа - мозаика в Неоновом баптистерии, Равенна

На фото: крещение Христа — мозаика в Неоновом баптистерии, Равенна

В результате сцена Крещения Христа смотрится, как нечто среднее между арианской и католической версиями: Христос выглядит тридцатилетним, но по левую руку от Спасителя мы видим дух реки Иордан, что, конечно, к католичеству не имеет никакого отношения.

Крещение Христа - мозаика в Неоновом баптистерии, Равенна

Кстати, помимо лица Христа, католики переложили мозаичное изображение и Иоанна Крестителя, а заодно добавили на мозаику голубя — символ Святого духа.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Еще одну любопытную мозаику арианцев можно увидеть в Архиепископском музее, что расположен в двух шагах от Неонового баптистерия. Имеется в виду мозаика Христос-войн в капелле архиепископа.

мозаика Христос-воин, Равенна

На фото: мозаика Христос-воин, Равенна

На мозаике, созданной во времена арианцев, Христос изображен безбородым молодым человеком, в одной руке он держит крест, правда, крест скорее напоминает меч, в другой — книгу, раскрытую на странице со словами: «Я есть дорога, истина и жизнь», ногами Христос попирает гидру и льва — символы зла в традиции арианцев.

Христос-воин

Рассматривая мозаику с изображением воинственного Христа, начинаешь особенно явственно понимать, что многие символы исчезнувших направлений Раннего Христианства — прямые наследники античной традиции, к примеру, гидра и лев — классическое заимствование из мифов о Геракле.

И в финале фотография барельефа саркофага, увиденного мной в Равенне возле Sant’Apollinare Nuovo. Центральная фигура барельефа изображает не Диониса, как можно было бы подумать, а опять же Христа в окружении апостолов Петра и Павла.

барельеф саркофага, Равенна

Словом, отличный пример того, о чем говорил немецкий историк искусства Аби Варбург, посвятивший жизнь изучению трансформации традиций в классическом искусстве, а Равенна — город-сокровищница, где подобные уникальные примеры миграции образов из одной культурной традиции в другую можно встретить на каждом шагу.

 

Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com

   с нами в pinterest   

error: Копирование материалов сайта www.trip-point.ru запрещено. Если вы хотите использовать наши тексты, свяжитесь с нами по имейл info@trip-point.ru или julia.malkova@gmail.com