Шедевры каталонского модерна в Барселоне: их должен увидеть каждый
Для начала небольшой экскурс о каталонском модерне. Это не ровно то же, что французское арт-нуво.
Для Каталонии конца девятнадцатого века модерн означал не просто новое искусство (плавные линии, асимметрия, вдохновение природой и символизм) и промышленный прогресс (железо, стекло и бетон, позволившие эксперименты с материалами), но и возрождение каталонской культуры.
На фото: Casa Batlló
Сугубо каталонское в модерне – традиционные ремесла (цветная мозаика) и сюжеты мифологии (легенда о покровителе Каталонии Святом Георгии). Стоит помнить и о влиянии арабской архитектуры, которое всегда было сильно в Испании.
На фото: мозаика Casa Batlló
Модерн в Барселоне ассоциируется с Антонио Гауди. Но мы расскажем не только про его дома, но и о зданиях других знаменитых архитекторов, творивших в то же время. Основной площадкой, на которой оттачивали свои фантазии модернисты в начале двадцатого века, стал современный район Эшампле.
На фото: La Pedrera, Барселона
Разбогатевшей каталонской буржуазии понадобились новые дома, которыми можно было бы козырять перед знакомыми. Так появился Эшампле с бульваром Грасия. На нем и построили здания три главных архитектора каталонского модерна: Антонио Гауди, Луис Доменек-и-Монтанер и Жозеп Пуч-и-Кадафалк.
CASA BATLLÓ
На бульваре Грасия рядом стоят три шедевра модерна: Дом Бальо Гауди, Дом Лео Морера Доменека-и-Монтанера и Дом Амалье́ Пуча-и-Кадафалка. Этот квартал назвали «Яблоко раздора» (Illa de la Discordia).
Бальо – самый необычный и яркий проект Гауди, заказанный ему промышленником Жозепом Бальо-и-Касановасом. В архитектуре зашифрована легенда о Святом Георгии. Крыша напоминает хребет дракона, башенка-купол – рукоятку меча святого.
Силуэт дома как внутри, так и снаружи кажется причудливым скелетом. Балконы похожи на кости и карнавальные маски.
Фасад, выложенный полихромной цветной мозаикой, меняет оттенки в зависимости от освещения (на ум приходят «Кувшинки» Моне).
Для облицовки дома Гауди использовал традиционные каталонские техники – цветную мозаику для фасада и крыши, а также бело-синюю плитку – для внутреннего двора.
Экскурсии по дому проходят с толково составленным аудиогидом, вплоть до указаний: «а теперь посмотрите на внутренний дворик снизу вверх».
CASA LLEÓ MORERA
Дом архитектора Луиса Доменека-и-Монтанера, одного из основателей и идеологов каталонского модерна. Заказ поступил в 1902 году от сеньоры Франчески Мореры, чья семья разбогатела в Новом свете. Потом к названию добавилась фамилия ее сына – Лео.
Фасад не сохранился в первоначальном виде, но до сих пор можно видеть статуи, классические, но если приглядеться, они держат в руках приметы времени – граммофон, телефон и электрическую лампочку.
Доменек-и-Монтанер придумал архитектурный проект дома, а внутренную отделку были приглашены делать видные мастера тех времен – скульпторы, краснодеревщики и стекольщики. Сейчас восстановлены интерьеры с богатой деревянной отделкой, керамикой и мозаикой.
Любопытно, что всюду натыкаешься на символы, связанные с фамилиями владельцев. Морера переводится как «шелковица», поэтому керамика в форме цветка, изображения тутового дерева в витражах и мозаике.
Также ищите каменного льва, ведь так переводится фамилия Лео. Самая яркая часть дома – невероятные витражи с петушками и мозаики с дамами, отдыхающими на лужайке у пруда. Все визиты в Дом Лео Морера проходят только по предварительной записи на сайте.
CASA MILÀ (LA PEDRERA)
Дом Мила, прозванный также каменоломней (La Pedrera). В 1905 году магнат Пере Мила поручил построить Антонио Гауди дом с квартирами для сдачи и в том числе с аппартаментами для себя.
Архитектор сделал акцент на волнообразном фасаде и кованых железных конструкциях балконов. Кажется, что засохший плющ обвивает камень. Мила известен выдающейся крышей, где архитектор замаскировал дымоходы и вентиляционные отверстия под каменных воинов.
Считается, что за образец фигур взяты средневековые рыцари. Возможно, Гауди думал и про древнегреческий миф о зубах дракона, из которых выросли воины. Нам в голову отчего-то пришли 33 богатыря из морской пучины в «Сказке о царе Салтане». Главный пункт посещения в Миле – крыша и одна из квартир, где сохранена обстановка начала 20 века.
PALAU DE LA MÚSICA CATALANA
Один из самых важных архитектурных проектов Луиса Доменека-и-Монтанера – Дом каталонской музыки, которым он занимался с 1905 по 1908 год.
Красно-кирпичный фасад отчасти содержит мавританские влияния – с типичными башенками и колоннами, но также и с модернисткими скульптурами, кованым железом, мозаикой и пестрой плиткой.
Ошеломляющее впечатление здание проиводит изнутри, в фойе – витражи и мозаики, а концертный зал – с эмалевыми панелями на потолке, витражным куполом и витражами по всему периметру.
Благодаря обилию стекла для концертного зала днем используется только естественное освещение. В Дом каталонской музыки можно прийти на экскурсию.
HOSPITAL DE SANT PAU
Еще одно произведение Луиса Доменека-и-Монтанера – госпиталь Святого Павла. По масштабности его отчасти можно сравнить с Саграда Фамилия коллеги Гауди.
Оригинальная идея архитектора заключалось в постройке 48 современных и функциональных павильонов, но только 27 из них были построены.
Он соединил в фасаде элементы готики и арабского стиля, добавив туда цветные черепицу и плитку, а также кованые железные конструкции цвета «мышьяк», типичные для модерна.
Внутри – витражи, керамика, мозаики с растительными орнаментами, светильники из цветного стекла. Можете вообразить такой госпиталь?
Сейчас больница переехала в новое здание. Павильоны Hospital de Sant Pau отреставрировали и превратили в музей.
CASA AMATLLER
Третье важное имя для каталонского модерна – Жозеп Пуч-и-Кадафалк. В «Яблоке раздора» его Дом Амалье́ стоит посередке между домами Бальо и Лео Морера. Как и в случае c его коллегами, дом был заказан нуворишем, шоколадным магнатом Антонио Амалье.
Пуч-и-Кадафалк снабдил дом ступенчатым фронтоном в фламандском стиле и готическими окнами. Фасад выложен плиткой пастельных тонов, отчего здание немного напоминает пряничный домик.
В архитектуре присутствует скульптурная группа на тему сражения Святого Георгия с драконом. Дизайн мебели, светильники, витражи и полы также были разработаны архитектором.
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Людмила Егоршина - Людмила Егоршина - в прошлом обозреватель журнала «Афиша» и ведущая рубрик о путешествиях, культуре и моде на сайте elle.ru. Объездила половину мира, но особую склонность питает к культуре Азии и итальянской кухне.