страны

Детали итальянских городов, которые могут многое сказать внимательному туристу

Итальянские города нужно уметь читать, а потому сегодня поговорим о характерных деталях, которые можно увидеть в любом городе Италии и которые способны рассказать любопытному путешественнику много интересного.

ЗУБЦЫ КРЕПОСТНЫХ СТЕН, ЗАМКОВ И ДВОРЦОВ

В каждом уважающем себя итальянском городе имеется если не замок, то палаццо или, на худой конец, дозорная башня, и у данного архитектурного объекта, само собой, имеются стены. Хотите больше узнать о политической жизни этого города в Средние века? Посмотрите на зубцы на стенах. Если их венчают фигурные зубцы в виде ласточкиных хвостов (как у нашего Кремля), это означает, что сеньоры, правившие этим городом, симпатизировали гибеллинам — политической группировке, что действовала в Италии в XII-XIII веках, выступала против вмешательства папства в светскую жизнь страны и поддерживала германских императоров из дома Гогеншгауфенов.

замок Скалигеров на озере Гарда

На фото: замок Скалигеров на озере Гарда с зубцами в виде ласточкиных хвостов

По большей части это были дворяне и феодалы из Северной Италии, а один из самых ярких архитектурных объектов с «явно выраженными политическими пристрастиями» — мост в Вероне, названный в честь Скалигеров, знатного гибеллинского рода, правившего в Вероне в тринадцатом и четырнадцатом веках.

мост Скалигеров в Вероне

На фото: мост Скалигеров в Вероне с гигантскими зубцами

Если же зубцы, венчающие стены, выполнены в виде простых прямоугольников, значит в этом городе господствовали гвельфы — противники гибеллинов и сторонники папства. Самый показательный в этом плане город — Флоренция, здесь прямоугольные зубцы венчают стены знаменитого палаццо Веккьо, выглядящего словно шахматная ладья. Что и неудивительно, именно во Флорентийской республике гвельфам удалось в 1280 году полностью отстранить от власти партию гибеллинов во главе с Карлом Анжуйским, и после этого политическая жизнь Флоренции уже строилась на противостоянии умеренных белых и радикальных черных гвельфов, а одним из жертв этой затянувшейся политической распри стал изгнанный из родного города Данте Алигьери.

палаццо Веккьо Флоренция

На фото: палаццо Веккьо во Флоренции

Единственное место, где можно увидеть на стенах одного и того же замка и ласточкины хвосты гибеллинов, и прямоугольники гвельфов — республика Сан-Марино, независимое государство, расположенное на территории итальянского региона Эмилия-Романья.

дозорные башни в Сан-Мартино

На фото: дозорные башни в Сан-Мартино, слева — символ гвельфов, справа — гибеллинов

Дело в том, что соблюдение нейтралитета было одним из принципов республики Сан-Марино, в результате крепостные стены дозорных башень, возвышающихся на горе над городом, украшены наполовину в стиле гвельфов, а наполовину — в стиле гиббелинов, что называется, и нашим, и вашим.

ФОНТАНЫ С КРУПНЫМИ ШИШКАМИ

Как правило, городские фонтаны с фигурами в виде шишек в центре конструкции изначально, то есть в старину, выглядели не так, как сегодня — на месте шишки в центре фонтана красовалась статуя того Папы Римского, который на момент строительства фонтана стоял у руля католической церкви. После смерти Папы и избрания нового главы католической церкви статую в центре фонтана меняли на фигуру нового Великого понтифика.

фонтан - шишка в центре Римини

На фото: фонтан — шишка в центре Римини

Постоянная модернизация фонтанов со временем стала влетать в копеечку, и бесконечные фигуры Пап заменили на безличные шишки, подобный фонтан, к примеру, можно наблюдать в центре города Римини.

СТРАШНЫЕ ЛИЦА НАД АРКАМИ ДОМОВ

Еще один говорящий элемент декора итальянских городов. Если над аркой дома «красуется» пугающий барельеф в виде недовольного, жутковатого или просто уродливого лица, это означает, что в старину за аркой дома находился вооруженный охранник, имевший право убить незваного гостя или вора.

барельеф со злым лицом над аркой в Виченцы

На фото: барельеф со злым лицом над аркой в Виченце

Лицо, по традиции, мужское, как бы говорящее, что сюда без приглашения лучше не соваться, ведь у хозяина дома есть право на убийство.

лицо над аркой в Триесте

На фото: мужское лицо над аркой в Триесте

Как правило, следом за первой аркой в подобных домах располагается небольшой проход, который завершает вторая арка, украшенная уже добрым женским лицом. Это символизирует то, что вы миновали опасную территорию, и теперь вам рады, этакий знак «Добро пожаловать»!

ОКНА РАЗНОГО РАЗМЕРА

Как отличить оригинальный старинный итальянский дом от новодела, построенного в историческом центре и идеально вписанного в архитектуру, к примеру, средневекового квартала? Посмотрите на окна дома. Если все окна более или менее одного размера — это новодел, а вот если окна на первом и втором этажах относительно большие, зато на последнем — малюсенькие, словно бойницы — дом, скорее всего, оригинальный.

город Питильяно, Италия, Тоскана

На фото: город Питильяно в Тоскане

Дело в том, что в Средние века и в начале Ренессанса окна на первом и втором этажах домов зачастую не прорубали, опасаясь воров, зато на последнем этаже устраивали маленькие окошки. Так что в старину в домах Италии было очень темно.

КАМЕННАЯ КНИГА В ЛАПАХ ЛЬВА СВЯТОГО МАРКА 

Если в городе Италии, а также Хорватии или Словении вы увидите барельеф или колонну с изображением льва Святого Марка, знайте, этот город в свое время входил в состав могущественной Венецианской республики. Но самое любопытное — каменная книга в лапах льва, если книга открыта, значит местные жители приветствовали присоединение к Венеции, если же закрыта — значит венецианцы захватили в городе власть силой и удерживали здесь господство с большим трудом.

Лев Святого Марка с открытой книгой

На фото: лев Святого Марка с открытой книгой

Любопытна в этом смысле главная площадь итальянского города Удине, тут можно наблюдать сразу двух львов: одного с закрытой книгой, а второго с открытой. Дело в том, что изначально жители Удине были против Венеции, но со временем оценили все прелести того, что их город вошел в состав Светлейшей Республики.

СТАТУИ РИМСКИХ ПАТРИЦИЕВ В ТЕАТРАХ И ЦЕРКВЯХ

Зачастую скульптуры, выглядящие словно статуи римских патрициев, но созданные в эпоху Ренессанса и установленные в театрах или храмах Италии, к Римской империи не имеют вообще никакого отношения. Если потрудиться и прочитать подписи, то внезапно выяснится, что это просто фигуры меценатов, живших во времена строительства архитектурного объекта и пожертвовавших на строительство деньги.

Vicenza_TeatroOlimpico

На фото: псевдоримские скульптуры в театре Олимпико, Виченца

Характерный пример — театр Олимпико в Виченце, построенный по проекту великого Андреа Палладио, все скульптуры якобы римских патрициев, которые можно увидеть в театре, просто фигуры спонсоров строительства.

ДАМЫ И ГОСПОДА НА ФРЕСКАХ И КАРТИНАХ В ЦЕРКВЯХ

На фресках в итальянских церквях тоже зачастую можно увидеть, что компанию Святым составляют персонажи отнюдь не библейской эпохи. Как правило, это представители правящих домов Италии или же меценаты, заказавшие на вполне легальных основаниях и с согласия священников у известного художника фреску для церкви на тему библейского сюжета, правда, при условии, что в обмен на оплату работы мастера на фреске найдется место для портрета спонсора, а иногда и для всего его семейства.

фреска в церкви Санта-Тринита, Флоренция

Фреска в церкви Санта-Тринита, Флоренция

Характерный пример — фреска, созданная Доменико Гирландайо на тему жития Святого Франциска во флорентийской церкви Санта-Тринита. На ней можно усмотреть не только изображение заказчика — купца Франческо Сассетти, но и его детей, а кроме того, тогдашнего правителя Флоренции Лоренцо Медичи и уже его сыновей. Кстати, подчас найти портрет заказчика на фреске очень просто, зачастую художники изображали его в анфас среди фигур, написанных в профиль.

ВЫСОКИЕ БАШНИ В ГОРОДАХ

И напоследок о том, почему в городах Италии такое количество башень. Тут все очень просто, в старину дабы продемонстрировать соседям собственное финансовое благополучие богатые сеньоры Италии возводили возле собственного дома башню. Считалось, что, чем выше башня, тем больше у вас денег, словом, башнями мерялись.

знаменитые башни Болоньи

На фото: знаменитые башни Болоньи

Последствия у этого увлечения явно фрейдистского толка были разные, к примеру, в знаменитой и по сей день своими башнями Болоньи их настроили такое количество и такой высоты, что по улицам стало просто небезопасно ходить, и в результате большую часть башень со временем демонтировали.

башни в Сан-ДЖимильяно

На фото: Сан-Джимильно, только на одной площади — три башни

Чтобы понять, как в старые времена выглядели эти соревнования на тему «у кого башня длиннее», отправляйтесь в тосканский город Сан-Джимильяно, там башни стоят через каждый метр, словом, Зигмунд Фрейд был бы доволен столь наглядному подтверждению его теории.

 

Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com

   с нами в pinterest   

error: Копирование материалов сайта www.trip-point.ru запрещено. Если вы хотите использовать наши тексты, свяжитесь с нами по имейл info@trip-point.ru или julia.malkova@gmail.com