страны

Ужасный английский обычай на День святого Валентина, канувший в прошлое

Ко Дню святого Валентина в России отношение неоднозначное: те у кого с личной жизнью все хорошо и даже лучше или утверждают, что отдельного праздника им не нужно, или находят еще один повод порадовать друг друга.

Снобы же и поборники традиций не устают напоминать, что праздник этот не наш, а скептики, к коим я себя отношу, не устают высказывать свое «фи» по поводу валентинок, сердечек и прочих обязательных атрибутов 14 февраля. Впрочем, если вы думаете, что насмешки над Днем всех влюбленных – это веяние современности, то у меня для вас сюрприз. Этим же самым активно занимались англичане еще в начале XIX века! Развлечение было настолько массовым, что оно породило феномен «уксусных валентинок», ныне благополучно забытый.

Что такое уксусная или злобная валентинка? Это открытка с карикатурным изображением, высмеивающим особенности или пороки того или иного человека. В викторианской Англии люди, желавшие уколоть побольнее знакомого или родственника, рассылали их своим жертвам как раз 14 февраля.

Говорят, причин такого проявления бессердечия было несколько. Во-первых, строгие правила поведения, принятые в обществе. Шутка ли, в викторианской Англии, к примеру, считалось неприличным, если книги, написанные женщиной и мужчиной соседствуют на одной полке! Респектабельность, соблюдение субординации и максимальная вежливость были минимальным джентльменским набором, а за нарушение правил хорошего тона человека немедленно подвергали остракизму. Так что уксусные валентинки стали своеобразным протестом против правил общественной морали, поскольку они позволяли анонимно поставить на место неприятного субъекта или же просто насолить ему.

Валентинка, адресованная сплетнице

Вторая причина появления глумливых открыток – научно-технический прогресс. Начиная с 1800 года, печать полиграфической продукции стала стоить дешево, поэтому у человека со средним уровнем дохода не возникало проблем заказать себе открытку определенного содержания. Ну, а совсем скоро хозяева типографий смекнули, что уксусные валентинки – это отличный бизнес! Они проанализировали содержание наиболее часто встречающихся открыток, поставили их производство на поток, и накануне 14 февраля оскорбительные валентинки начали продаваться в каждой второй лавке Англии.

Злобные валентинки, адресованные старой деве и поэту

Итак, кому же чаще всего отправляли неприятные послания в День всех влюбленных? Это легко понять, проанализировав изображения на них. Некоторые высмеивают мужей-рогоносцев и подкаблучников, другие – людей, отличающиеся чрезмерным любопытством или высокомерием, ну и несчастным старым девам, конечно, доставалось. Однако главными персонажами уксусных валентинок были пекари, кучера, врачи, машинистки, секретари, официанты, а также хозяева гостиниц и ресторанов.

Да, как и в современном мире, в викторианской Англии людей чаще всего бесил плохой уровень сервиса или услуг, а отправка злобной валентинки заменяла им разгневанный пост в социальной сети. Кстати, любопытный нюанс: в начале XIX века почтовые марки еще не были в ходу, поэтому за письмо платил не отправитель, а получатель послания. Так что униженные и оскорбленные сами того не зная отдавали свои кровные средства почтальону, принесшему им в подарок злобную открытку.

Совсем скоро уксусные валентинки стали поистине вездесущими. Они продавались уже по совсем низкой цене, а потому ими начали крайне активно развлекаться представители городских низов. Что характерно, викторианцы даже нашли способ вписать не слишком приятный обычай в свой строгий кодекс поведения. «Уксусные валентинки указывают на ваши недостатки, поэтому в них нет ничего дурного», – говорили они. Ну, что тут сказать, розги тогда тоже были весьма популярным методом воспитания.

Обычай, между тем, постепенно становился интернациональным, и вскоре уксусные валентинки пересекли океан: их начали активно рассылать друг другу граждане США. О том, что традиция – не самая лучшая, люди задумались лишь в конце девятнадцатого века, и вовсе не из-за того, что в общество внезапно начало уважать границы друг друга. Просто злобные открытки стали причиной нескольких трагедий. Так одна дама, проживавшая в Нью-Йорке, в 1847 году получила уксусную валентинку от мужчины, к которому испытывала самые серьезные чувства. Несчастная была настолько потрясена, что покончила с собой. Другой трагический случай имел место уже в Англии. Один джентльмен, получив на 14 февраля злобную валентинку, решил, что это его жена решила посмеяться над ним, и в припадке ярости застрелил собственную супругу. После потрясшего общества происшествия, англичане потребовали вернуть Дню святого Валентина его первоначальный смысл. Почта отказывалась рассылать открытки насмешливого или уничижительного содержания, а полиция даже закрывала магазины и лавчонки, в витринах которых выставлялись злобные валентинки.

Но, то Англия, а вот в США насмешники развлекались подобным образом аж до 40-х годов XX века. Все изменила Вторая мировая война, когда людям стало не до смеха, и над обычаем слать друг другу любовные послания больше никто глумиться не захотел. Сегодня уксусные валентинки остались лишь у коллекционеров. Стоят они дорого, поскольку считаются раритетом. И все же хорошо, что сей обычай, канул в прошлое, верно?

 

Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com

   с нами в pinterest   

error: Копирование материалов сайта www.trip-point.ru запрещено. Если вы хотите использовать наши тексты, свяжитесь с нами по имейл info@trip-point.ru или julia.malkova@gmail.com