Кристальные миры Swarovski: когда музей становится страной чудес
Представьте, что вы находитесь внутри огромного кристалла, который каждые пару секунд меняет свой цвет от нежно-голубого до ярко-красного, причем все это под музыку, что льется на вас со всех сторон. Звучание музыки практически с математической точностью синхронизировано с изменением цвета стенок кристалла, внутрь которого вы попали, пройдя через дверь, устроенную в голове зеленого Великана, изо-рта которого извергается самый настоящий водопад.
Звучит, как описание прекрасной и одновременно совершенно абсурдной ситуации из какой-нибудь утерянной сказки Льюиса Кэрролла или же сцены из фильма «Лабиринт» с Дэвидом Боуи, вырезанной из финальной версии картины по причине чрезмерного сюрреализма происходящего?
На фото: комната в виде огромного кристалла
И, тем не менее, это не сказка, и не сон, подобный опыт может пережить любой желающий. Что немаловажно, для этого не нужно отправляться в какую-нибудь волшебную страну гномов, достаточно просто посетить интерактивный музей «Кристальные миры Swarovski», что с 1995 года открыт близ австрийского города Инсбрук, в непосредственной близости от фабрики, где производят знаменитые на весь мир кристаллы.
На фото: вход в подземную часть экспозиции Кристальных миров в виде Великана
Я могу понять предубеждение тех, кто при словосочетании «музей Swarovski» критично вскидывает бровь, сама до того, как побывала в Кристальных мирах, к идее посещения этого места относилась настороженно, видимо, во всем виноваты школьные экскурсии по разнообразным хрустальным заводам, которые были насколько же скучными, насколько длинными. Поэтому сразу хочу сказать, даже если к продукции Swarovski вы абсолютно равнодушны, Кристальные миры, тем не менее, посетить стоит, потому что от музея в привычном нам понимании это место отличается ровно настолько же, насколько небо далеко от земли.
На фото: инсталляция волшебный лес в Кристальных мирах Swarovski
Кристальные миры начали свою работу в год столетия компании Swarovski, креативный директор проекта — мультимедийный художник Андре Хеллер — поставил перед собой весьма нетривиальную задачу — cоздать близ Инсбрука волшебное интерактивное пространство с многочисленными объектами, которые должны были выполнять функции развлекательных аттракционов для взрослых и детей, но, одновременно с этим выглядеть, как самые настоящие образцы современного искусства в лучшем понимании этого явления. Хеллер решил, что Кристальные миры будут этаким современным аналогом Палаты чудес замка Амбрас в Инсбруке — в шестнадцатом веке австрийские искусствоведы устроили в тирольском замке универсальную выставку, где в едином пространстве постарались показать гостям сразу все технологические достижения того времени.
На фото: вход в Кристальные миры Swarovski
К столь нетривиальной задаче Андре Хеллер подошел со знаменитой австрийской дотошностью, трудился над проектом не в одиночку, но активно привлекал к созданию инсталляций и разнообразных механических объектов лучших художников и дизайнеров. Хотя двери для первых посетителей Кристальные миры распахнули более десяти лет назад, работа над проектом продолжается и по сей день. В этом году в честь 120-летия Swarovski выставочные площади Миров расширили до 7,5 гектаров, экспозиционные залы отреставрировали, а еще на территории Кристальных миров были обнаружены руины, относящиеся к эпохе древних римлян, монеты и предметы быта того времени — таким образом в местном саду появилась и зона археологии.
На фото: самый крупный кристалл Swarovski, занесенный в Книгу рекордов Гиннеса
«Скажите, те деревья, что я видела из окна — тоже часть экспозиции?» — интересуется одна из участниц нашей группы, когда автобус подъезжает к долине, где в окружении гор расположены Кристальные миры. Девушка-гид улыбается и начинает объяснять, что увиденные в окно «деревья» — не деревья вовсе, а облака в саду Кристальных миров.
На фото: кристаллические облака в саду Кристальных миров
Облака высятся над искусственным водоемом с помощью конструкции, внешне напоминающей стволы деревьев, так что ошибиться с определением того, что именно увидел мельком из окна, — проще простого. Впрочем, с чем именно ассоциируются у зрителя арт-инсталляции Кристальных миров — не столь важно, это фантазийный мир, а, значит, главное — красота объекта, зритель же может наделять увиденное тем или иным смыслом сообразно капризам собственной фантазии.
На фото: сетка кристальных облаков, украшенных кристаллами
В саду Swarovski перво-наперво идем смотреть на те самые облака, что высятся над неглубоким прудом. Ловлю себя на мысли, что инсталляция в целом производила бы впечатление этакого идеального урбанизма, например, площадки для отдыха в центре богатого района Гонконга или уголка в оранжерее Gardens by the Bay индустриального, но стильного Сингапура, если бы не одно «но». Каждое облако, что закреплено над водоемом, декорировано гравированными вручную кристаллами Swarovski, которые радостно переливаются на солнце миллионами оттенков.
«Мда, такое даже Сингапуру не по карману», — думаю я и прохожу по специальной дорожке в центр водоема. Тут уже даже фотографии делать не хочется, хочется просто стоять, задрав голову, и любоваться до головокружения кристальными облаками, а посмотришь на водную гладь, что отражает искрящиеся на солнце кристаллы, и чудится, что пруд-то этот глубокий-преглубокий, хотя на самом деле воды в нем по колено.
На фото: Великан в Кристальных мирах Swarovski
Сад Кристальных миров — продуманный симбиоз паркового и современного искусства. Реверанс первому — местный лабиринт, в точности такие же я видела в английских усадьбах и в садах замков Шотландии. За современное же искусство отвечает непосредственно выставочное пространство, устроенное под землей, но снаружи выглядящее, как развалившийся на траве зеленый Великан с огромной головой, изо рта которого извергается водопад. Чтобы попасть внутрь необходимо пройти в дверь в голове зеленого исполина, привет, Льюис Кэрролл, тут все строго по твоим заветам.
На фото: инсталляция в Кристальных мирах Swarovski
Оказавшись внутри, понимаю, что подобные дизайнерские решения не осилил бы не только Сингапур, но и какой-нибудь эксцентричный американский миллионер — дело в том, что коридор при входе на территорию экспозиции декорирован не чем-нибудь, а пластинами из самого настоящего золота. Ведет он в зал с синим освещением, так что иллюзия того, что вступаешь в зону, где происходят чудеса, оказывается абсолютно ощутимой.
На фото: коридор, стены которого выложены золотыми пластинами
В первом зале внимание привлекает стенка, полностью выложенная кристаллами Swarovski, кстати, она «продолжается» по всей территории Кристальных миров, самый крупный в мире кристалл в 310 000 карат, диаметром 40 см, декорированная черными кристаллами огромная статуя вставшего на дыбы коня и знаменитые стекающие часы Сальвадора Дали, выполненные на этот раз из стекла.
На фото: декорированная кристаллами стенка в Кристаллических мирах
Не стоит тут задерживаться, лучше сразу перейти во второй зал, чтобы замереть там с раскрытым ртом. Дело в том, что здесь устроен самый настоящий механический театр в стиле викторианского Лондона: в центре зала мужской манекен, вокруг которого которого разгуливает манекен женский, по бельевым веревкам постоянно спускаются откуда-то сверху пиджаки и рубашки, в шкафу отплясывают механическую джигу брюки, а их партнерами в этом безудержном танце выступают шляпы и пиджаки.
На фото: механический театр в Кристальных мирах Swarovski
Дальше — больше. Каждый новый зал — совершенно самостоятельное приключение. Из комнаты с механическим театром попадаешь внутрь гигантского кристалла, оттуда — в темный зал, в центре которого красуется белоснежная кристальная елка, выглядящая настолько натурально, что обоняние начинает обманывать тебя, и тебе чудится запах свежего снега. Затем проходишь в выставочное пространство, на стенах которого красуются высокотехнологичные инсталляции на тему ночных городов с сияющими развязками автострадам, а потом оказываешься в темном помещении с проекцией в виде искусственного водопада, который отражается в огромных зеркалах.
На фото: сказочная кристальная елка
Имеются в подземелье Кристальных миров и свои лабиринты, да такие, что Джиму Хенсону или Гильермо дель Торо не снились. Один представляет собой россыпь кристаллов в бесконечном пространстве зеркал, потому гулять по нему нужно крайне осторожно — велик шанс потерять дорогу, а то и себя в тысяче отражений. Другой лабиринт состоит из постоянно меняющихся проекций, что транслируются на конструкции, похожие на осколки айсберга, проекции, кстати, иллюстрируют явления, которые, по мнению автора, влияют на развитие человечества.
На фото: лабиринт с проекциями в Кристальных мирах
В каждой комнате волшебного подземелья хочется задержаться минимум на час, ведь над инсталляциями Кристальных миров трудились такие именитые деятели искусств, как Джим Вайтинг, Арик Леви, Брайан Уно, Торд Бунтье и Ли Бул. Не обошлось в Кристальных мирах и без «русского следа», он был замечен в зале, где демонстрировались созданные из кристаллов миниатюрные копии известных архитектурных объектов, а внутри объектов были размещены голограммы. Россию здесь «представлял» мавзолей Ленина, в центре конструкции красовалась голограмма Вождя пролетариата, который грозил любопытным посетителям кулаком.
На фото: зал с инсталляциями на тему урбанистики
В финале — зал по типу музея обыкновенного, за стеклянными витринами которого выставлены самые известные объекты Swarovski: корсеты и короны для шоу ангелов Victoria’s Secret, украшения для подиумных коллекций Dolce&Gabbana, и вот они, родные — хрустальные туфельки, которые носила прекрасная Лили Джеймс в диснеевской экранизации «Золушки» 2015 года!
На фото: корона, созданная мастерами Swarovski
Хрустальный башмачок, как и положено, красуется на бархатной подушечке, я смотрю на то, как созданная мастерами Swarovski туфелька переливается под светом софитов, и вспоминаю интервью с исполнителем роли принца Ричардом Мэдденом, он рассказывал, что очень боялся вертеть туфельку на пальце, как это требовалось по сценарию фильма. «Туфелька стоила очень дорого! Это же настоящее произведение искусства, поэтому замены у нас не было, и я все время боялся её разбить», — откровенничал актер.
На фото: хрустальная туфелька Золушки из экранизации 2015 года
Кстати, для любопытных — размер туфелек, действительно, миниатюрный, да и вообще не каждая девушка способна выдержать тур вальса в подобной обуви. Впрочем, в Кристальных мирах Swarovski, где облака украшены россыпью кристаллов, а мужские брюки лихо танцуют джигу в шкафу — невозможного мало. В этом месте, благодаря безудержной фантазии художников, сказочная реальность не просто проникла в реальность объективную, но и установила собственные законы, согласно которым туфельки могут быть сделаны из хрусталя, в саду может поселиться добрый зеленый Великан, а снова почувствовать себя ребенком способен любой человек вне зависимости от возраста или социального статуса.
И тут я снова вспомнила фильм «Лабиринт», где персонаж Дэвида Боуи — король гоблинов — переносил героиню Дженнифер Коннелли — девочку Сару — в волшебную страну с помощью магического кристалла, и утвердилась в мысли о том, что верить в чудеса не зазорно в любом возрасте, ведь иначе будет совершенно невозможно творить их своими собственными руками.
Адрес Кристальных миров Swarovski: Kristallweltenstraße 1, 6112 Wattens, Austria тел: +43 5224 51080. Ежедневно 4 раза в сутки автобус музея курсирует от Инсбрука до Кристальных миров и обратно.
Часы работы: ежедневно с 8.30 до 18.30, кассы работают до 17.30.
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com