страны
Код баннера в разделах

Кто такие гаргульи или горгульи и почему ими украшают храмы?

Почему во многих соборах Франции мы можем видеть страшных и ужасных горгулий. Или гаргулий? Сюрприз, номер раз! Это слово можно писать через «а» и через «о» – ибо оно не фиксируется нормативными словарями, и оба варианта считаются в равной степени приемлемыми для написания.

Тем не менее, к французскому gargouille (гаргуйль), как ни крути, но более близко написание через «а», так что в сегодняшнем рассказе я буду использовать именно его.

Русская википедия о происхождении гаргулий ничего внятного сказать не может. Там лишь сообщается, что персонаж стал популярен во времена Средневековья, а на карнизы домов и храмов пугающие скульптуры чаще всего помещали для отпугивания злых духов – они играли роль своеобразных мифических стражников.

Кроме того, говорят российские источники, гаргулии могли быть одним из художественных элементов собора, относящихся к иллюстрации наступления Апокалипсиса, ведь, как мы знаем, в Средние века церкви были современным аналогом комикса: фрески и скульптурные группы иллюстрировали сцены из Священного Писания, так что люди могли изучать Библию по картинкам, – читать-то все равно большинство не умело.

Конечно, все перечисленные причины верны. Однако есть одно но. С грагульями во Франции связана совершенно конкретная сказочная легенда, о которой в российском интернете нет ни слова. Её-то я сегодня и расскажу, а заодно попытаюсь объяснить, откуда она появилась.

Итак, согласно французскому фольклору, году примерно в 600 после рождества Христова в Нормандии, а точнее в болотах близ современного города Руана завелось чудовище. Выглядело оно один в один, как дракон, вот только огнем не дышало. Вместо этого страшный зверь умел извергать потоки воды. Чудовище прозвали Ля Гаргуй, и долгое время оно доставляло немало неприятностей жителям Нормандии. Водяной дракон заплывал в Сену, где топил корабли и пожирал их экипаж. Еще он любил наведываться в прибрежные деревни с целью отлова и поедания овец, коз и коров.

Подобное не могло продолжаться вечно, и жители Нормандии разумно посчитали, что с Ля Гаргуйем нужно договариваться. Дань, которую чудовище запросило во время переговоров, была предсказуемой: прекратить безобразия оно пообещало в обмен на молодых и нежных девственниц, которых надлежало ежегодно доставлять на берег болота на съеденье. Впрочем, жители Нормандии тоже были не лыком шиты! В условленный день они привели к дракону не юных девиц, а приговоренных к казни преступников, переодетых в женские платья. Трюк, надо сказать, сработал. Ля Гаргуй был настолько голоден, что придирчиво осматривать дары не стал и за минуту съел преступников, не разобрав подмены.

Тем не менее, жителей Руана соседство с монстром не радовало. Многие даже боялись покидать городские стены. Так и продолжалось до тех пор, пока в город не пришел молодой священник по имени Ромен, пообещавший, как герой всем нам известной пьесы Шварца, избавить город от дракона. Как раз приближался день очередного жертвоприношения, и священник отправился к болоту, волоча за собой приговоренного к смерти преступника, к слову, тому было обещано помилование в случае, если хитрый план отца Ромена сработает.

Итак, пленник со священником подошли к болоту, Ля Гаргуй выполз к ним на встречу и уже приготовился вкусно пообедать, но тут отец Ромен выхватил золотой крест, который прятал за спиной, и направил его на страшного зверя. От полированной поверхности реликвии отразился солнечный свет, он ударил в глаза монстра, и чудовище ослепло. Мало того, оно еще и, как слон при звуках флейты, лишилось воли. Дальше все было просто: священник сделал из своего пояса поводок и привел Ля Гаргуйя в город.

Нет бы, бедную зверюшку в клетке просто выставить! Но священник Ромен повелел горожанам сжечь дракона во дворе перед церковью, что радостные жители Руана, ничего не слышавшие о зоозащите, немедленно и реализовали. Правда, целиком водный дракон не сгорел. От его тела ничего не осталось, зато голова и шея даже не обгорели. Прах чудовища был брошен в реку, а голову и шею было решено прикрепить на стену новой церкви, как напоминание о могуществе Бога. Когда же пошел дождь, горожане заметили, что теперь вода больше не стекает по стенам храма, портя кладку, а вся выливается через пасть дракона. «Отличное решение!» – посчитали они, немедленно вырезали похожие каменные морды и закрепили их по всему периметру собора. Так во Франции и появилась мода на гаргулий, названных в честь дракона Ля Гаргуй.

Фасад собора в городе Руане

Как говорится, сказка ложь, но в ней намек. По факту, страшные гаргулии чаще всего, действительно, не более, чем элемент декоративного оформления водосточных желобов храмов, и подобное мы можем увидеть в Труа, Каркассоне и других городах Франции. Истоки же легенды о драконе, жаждущим поедать девственниц, происходят из кельтских мифов, ведь именно этот народ основал поселение Ротомагус, на месте которого впоследствии и возник город Руан.

Кельты, в отличие от других народов, считали драконов – водными животными. Согласно их мифологии, злобные ящеры обитали в озерах, болотах, реках и иногда в пещерах. Причем, кельты довольно четко указывали места обитания сказочных чудовищ в привязке к местности. Так, некий Красный дракон проживал в окрестностях Уэльса, другой – в лесу Святого Леонарда, третий – в реке Арун в Англии.

Причем, последний, согласно легендам, любил подглядывать в окна за людьми, чьи дома стояли на берегу реки: таким образом, он выбирал себе новую жертву. Кстати, вкусы у драконов в плане жертв разнообразием не отличались: все они сходили с ума по юным девам, за что регулярно прощались с жизнью – того же монстра из реки Арун по легенде убил рыцарь, которому король Сассекса пообещал в случае победы руку своей дочери.

Мотив того, что после смерти голова дракона каменеет и ее можно использовать в хозяйственных целях, например, для оформления водостока также часто встречается в кельтской мифологии. Вот и выходит, что жители Нормандии просто восприняли древние кельтские легенды, адаптировали их под христианство, а после мода на гаргулий разошлась по территории современной Франции и соседних европейских стран. Вуаля!

 

Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com

   с нами в pinterest   

error: Копирование материалов сайта www.trip-point.ru запрещено. Если вы хотите использовать наши тексты, свяжитесь с нами по имейл info@trip-point.ru или julia.malkova@gmail.com