Фестиваль «Мавры и христиане» в испанском городе Муро-де-Алькой в аудиозаписи
На фестивале «Мавры и христиане» в испанском городе Муро-де-Алькой, о котором я уже рассказывал здесь, я оказался впервые. Празднества официально именуются Festes de Muro, «Фестивалями Муро», обыгрывают завоевание Испании маврами и последующую реконкисту, однако четкой идеи того, что же все-таки празднуется, нет.
Маврам и христианам уделяется одинаковое внимание, кто здесь злодей, кто герой, не всегда понятно, и в интерпретации фестиваля этот эпизод испанской истории скорее считывается как сказка. Шоу с участием двенадцати «фил» («фила», filà – тематический клуб со своей колонной, каждый такой клуб нанимает для шествия один оркестр, иногда – несколько) разворачивается прямо на улицах этого ничем не примечательного городка на протяжении четырех дней, а его центральное событие – это процессия со статуей Богоматери Всех Покинутых во второе воскресенье мая в сопровождении всех оркестров.
На фото: участники уличного шествия, фотограф Ray Martínez
Несомненно, визуальная составляющая происходящего заслуживает внимания. Стоя в толпе, я не переставал удивляться изобретательности участников парада по части костюмов, мейкапа, хореографии и сценографии платформ, провозимых по улицам Муро: в одну из них был встроен аквариум, в котором сидел крокодил. Festes de Muro – это настоящий марафон, как для участников (мой партнер состоит в одном из оркестров и маршировать с гобоем в отдельные дни парада ему приходилось с 10 утра до полуночи), так и для зрителей: вынести многочасовые процессии нормальный человек не в состоянии.
На фото: фестиваль «Мавры и Христиане», фотограф Ray Martínez
Конечно, мне хотелось задокументировать этот праздник жизни, но тягаться с профессиональными фотографами, работавшими здесь с утра до вечера, было не под силу. Вместо этого я сделал аудиозапись. То, что вы услышите, перейдя по ссылке ниже – фрагменты из девяти часов записей, которые я делал при помощи бинауральных микрофонов (они вставляются в уши и позволяют записывать звук примерно так же, как мы его слышим). Внешне микрофоны мало отличаются от наушников, а поскольку записывающее устройство лежало в рюкзаке или в кармане, я мог свободно передвигаться по улицам, не выдавая себя – большинство окружающих даже не подозревали, что я пишу звук.
На фото: один из участников фестиваля, фотограф Ray Martínez
Я себя чувствовал этаким аудио-шпионом. Помимо музыки, меня интересовало, как фестиваль смешивается с жизнью этого городка. Постояв в толпе на главной площади фестиваля, я уходил на параллельные улицы, где грохот оркестров был лишь фоном, на котором продолжалась жизнь: гоняли мяч дети, по своим делам направлялись, переговариваясь, прохожие, на фоне фонтана фотографировались заезжие гости, к ужину расставляли в кафе стулья.
На фото: какой же фестиваль, без пальбы, фотограф: Ray Martínez
Не меньше, чем музыка, которую исполнял мой партнер, идя за восьмеркой разряженных и раскрашенных дам, меня интересовало, как колокола местной церкви сливаются с отдаленным боем барабанов, как флейта и труба звучат на фоне разговора местных – его я тоже воспринимал как музыку, поскольку не говорю по-испански. Из девяти часов записей я выбрал несколько фрагментов, которые мне показались наиболее репрезентативными, и сложил их в том порядке, который мне показался гармоничным.
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Павел Матвеев - Павел Матвеев живет в Швеции и занимается современным искусством. В 2002 г. окончил факультет журналистики МГУ, а в 2012-м получил степень магистра изобразительных искусств в Konstfack в Стокгольме.