страны
Код баннера в статьях

Сен-Максимэн-ла-Сент-Бом: город Марии Магдалины

Дэн Браун в «Коде да Винчи» заявил, что Мария Магдалина обрела вечный покой в шотландском городе Рослин, а оттуда ее мощи были перевезены в Париж. Жители Прованса с писателем не согласились бы, ведь именно этот регион Франции, должно быть, единственное место на земле, где Марию Магдалину никогда не считали падшей женщиной, а первые церкви, посвященные ей, тут начали возводить еще в одинадцатом веке, и именно тут находится храм с саркофагом Марии Магдалины, — по крайней мере так утверждает местное население.

Главных городов, где культ Марии Магдалины процветал со времен раннего Средневековья три:  Сент-Мари-де-ла-Мер (подробнее о котором вы можете прочитать здесь), Марсель и Сен-Максимэн-ла-Сент-Бом.

улочка, ведущая от Saint-Maximin-la-Sainte-Baume

На фото: Сен-Максимэн-ла-Сент-Бом

Впрочем, легенды Прованса кое в чем вторят скандальному произведению Брауна, где говорится, что после смерти Христа Мария Магдалина бежала на юг Франции. В Провансе городом, куда причалила лодка, на борту которой была Мария Магдалина, считается Сент-Мари-де-ла-Мер. Основная статья о Сент-Мари-де-ла-Мер.

Далее, согласно легендам, Мария Магдалина с Мартой и Лазарем отправились в Марсель, где вели активную просветительскую работу, а две другие Марии и их служанка Сара, прибывшие с ними в Прованс, остались в Сент-Мари-де-ла-Мер, обращать в учение Христа жителей приморского городка и местных цыган.

На фото: Сент-Мари-де-ля-Мер

В Марселе Марию Магдалину и ее спутников приняли тепло, к проповедникам примкнули оставшиеся тут друиды и приверженцы других уже исчезнувших религиозных культов, позже именно эти люди стали теми, кто основал катарское направление Христианства, уничтоженное в тринадцатом веке католиками. На закате жизни, согласно все тем же легендам Прованса, Мария Магдалина удалилась в добровольное затворничество в пещеру горы Сент-Бом, а тело ее было похоронено в римском саркофаге в гроте одной из пещер. Позже на этом месте возвели собор Saint-Maximin-la-Sainte-Baume.

Хотя «возвели» — не совсем верное слово. Saint-Maximin-la-Sainte-Baume — средневековый недострой. Дело в том, что строить храм начали в конце тринадцатого века (то есть, как ни странно, в самый разгар войны с катарцизмом), но в четырнадцатом веке работу забросили из-за того, что в окрестностях разразилась эпидемия чумы.

"Мария Магдалина в пещере с сосудом и книгой", художник Ян Массейс.

На фото: «Мария Магдалина в пещере с сосудом и книгой», художник Ян Массейс.

С 1412 года строительство возобновилось, но работу до конца так и не довели: колоны и декор фасада, предусмотренные в проекте здания, отсутствуют и по сей день.
ТУТ

На фото: базилика Saint-Maximin-la-Sainte-Baume, декор фасада и колоны отсутствуют

Сегодня маленький провансальский городок Сен-Максимэн-ла-Сент-Бом не привычен к визитам туристов, времена, когда сюда поклониться мощам Марии Магдалины приезжали короли (в числе которых, кстати, был властитель Неаполя Карл Второй Анжуйский) безвозвратно канули в прошлое. Впрочем, городу это скорее к лицу, по крайней мере, цены в местных кафешках на порядок ниже, чем в каком-нибудь Лиме, да и парковка тут бесплатная.

Saint-Maximin-la-Sainte-Baume

На фото: базилика Saint-Maximin-la-Sainte-Baume

Базилика Saint-Maximin-la-Sainte-Baume или, как ее называют в простонародье, Храм Марии Магдалины, пожалуй, одна из самых необычных святынь христианского мира, виденных мной.

На фото: статуя Марии Магдалины в Saint-Maximin-la-Sainte-Baume

Конечно, храм нельзя сравнить с роскошной Санта-Мария-дель-Фиоре во Флоренции, Собором Святого Петра в Риме или главным храмом Мантуи. Тут нет ни лепнины, ни статуй, ни расписного потолка и прочего великолепия, которое оставили нам в наследство скульпторы и художники Ренессанса.

Массивная, сложенная из крупных каменных блоков базилика, расположенная у подножия Альп, — своеобразный микс позднероманской архитектуры,  классической готики и пещерного храма. От первого — фасад собора, от второго — узнаваемые арки, а расположен храм в пещере, где по легенде скончалась Магдалина, потому алтарь находится прямо под сводами массивных камней.

Saint-Maximin-la-Sainte-Baume

На фото: алтарь в Saint-Maximin-la-Sainte-Baume 

Однако в этом месте царит уникальная энергетика. В отличие от большинства готических соборов, внешний вид и убранство которых призваны внушать прихожанам трепет, восхищение и страх, в Saint-Maximin-la-Sainte-Baume атмосфера пропитана любовью, причем, простой, человеческой.

интерьер собора Saint-Maximin-la-Sainte-Baume

На фото: интерьер собора Saint-Maximin-la-Sainte-Baume

На необработанных каменных блоках вместо фресок или мозаик — признания в любви. Начертаны в разные века людьми, побывавшими в этой церкви.  «Мари, мы всегда будем с тобой вместе, я знаю». Люсьен, лето 1856 года. «NK принадлежит ET» 1758 год. «Любовь в моем сердце». 1816 год. Встречаются и призывы о помощи, среди которых запомнился «Помоги мне быть верной тебе», и просто имена.

На фото: надписи на стенах собора Saint-Maximin-la-Sainte-Baume

Надписи, которые в любом другом храме воспринимались бы, как обыкновенное проявление вандализма, в Saint-Maximin-la-Sainte-Baume кажутся ожившим дыханием истории, невольно ловишь себя на мысли, что вот сейчас войдут в собор все эти бесчисленные Марии, Люсьены и Терезы, которых много столетий назад волновали не политика, бесконечные войны или голод, а простой человеческий вопрос: смогут ли они связать свою судьбу с судьбой любимого.

На фото: надписи на сводах храма

В крипте, где по легенде похоронена Мария Магдалина, четыре древних саркофага с барельефами на тему христианства. Ведут сюда массивные каменные ступени, спускаясь по которым, нужно держаться за все, что подвернется под руку: никому же не хочется разбить лоб о каменный пол. Тут все тоже очень просто: обычная ниша, вдоль стен которой саркофаги. В нише всегда тесно. Паломники, отправившиеся в Прованс и Лангедок по местам Священного Грааля, не забывают навестить и крипту Марии Магдалины.

На фото: cаркофаг Марии Магдалины в крипте собора

Осмотрев церковь, отправляйтесь на главную улицу, в принципе, это единственная крупная улица города и идет сразу от собора, так что заблудиться невозможно.

На фото: улочка, ведущая от Saint-Maximin-la-Sainte-Baume

В невысоких домиках, сложенных из крупных камней и выкрашенных в желтый цвет, открыты магазинчики, торгующие традиционным для региона лавандовым мылом и маслом, провансальской вышивкой и керамикой сочных цветов, столь схожих с красками природы в этого края.

На фото: провансальская керамика

На главной площади: платаны и кафешки. В июле по выходным дням здесь проходят фестивали местного вина, тапенада — лакомства из протертых оливок и знаменитого французского хлеба.

На фото: кафе на центральной площади Сен-Максимэн-ла-Сент-Бом

Формат подобных мероприятий — расслабленный, по большому счету, это обычная уличная дегустация. По краям площади расставлены столы, на которых громоздятся типичные для региона вина, блюда с разломанным на крупные куски хлебом и баночками с тапенада.

На фото: уличная дегустация вина и паштетов

Получаете на входе бокал и Bienvenue, как говорят французы! Местное белое вино отличается терпким вкусом, в его букете звучат травяные ноты. Тапенада из зеленых и черных оливок — тоже чудо как хороши, вкус по-началу немного непривычный, но когда распробуешь, возникает желание увезти с собой на родину минимум пару баночек.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Подписаться на еженедельную рассылку

Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com

   с нами в pinterest