Исчезнувшая традиция Италии: восковые фигуры в храмах Флоренции, как старинный аналог селфи
Сегодня восковые фигуры можно увидеть в соответствующих музеях, а вот во Флоренции эпохи Ренессанса они в большом количестве красовались не где-нибудь, а в городских церквях. Более того, с четырнадцатого по семнадцатый век обычай устанавливать в католических храмах восковые фигуры знатных горожан был настоящей модной тенденцией. Как возникла мода на восковые фигуры в храмах Флоренции, к чему она привела и почему исчезла — рассказываем в сегодняшней статье.
Немногие догадываются, что сами по себе восковые фигуры — это своеобразное продолжение традиции посмертных масок. Конечно, сейчас это кажется странным, но в той же Флоренции времен Ренессанса посмертные маски можно было увидеть в каждом приличном доме, принадлежащем состоятельному семейству, ведь лики умерших, выполненные из гибса или стука, служили этаким аналогом фотографий почивших родственников. Кстати, многие портреты флорентийцев того времени время были написаны не с живых людей, а как раз с посмертных масок, ведь довольно часто потомки спустя некоторое время после смерти своего родственника решали заказать его портрет.
На фото: посмертная маска Данте Алигьери в палаццо Веккьо
А вот восковые фигуры до четырнадцатого века заказывали себе в основном лишь члены королевских семей Европы. Дело в том, что по традиции, сложившейся в Средневековье, во время похоронной процессии тело монаршей особы должно было лежать на крышке гроба, что приводило к неприятным последствиям, если день похорон выдавался слишком жарким или дождливым. Во избежание эксцессов, члены королевских семьей шли на хитрость и водружали на крышку гроба восковую копию правителя, после же похорон восковую фигуру оставляли рядом с гробницей, а иногда ее даже демонстрировали любопытным путешественникам за отдельную плату.
Массовое же изготовление восковых фигур стало практиковаться во Флоренции в четырнадцатом веке, когда в городе, который принято называть колыбелью Ренессанса, возникла мода на voti — восковые фигуры в натуральную величину человека, заказавшего статую, которые, само собой, за деньги выставлялись на всеобщее обозрение в городских церквях.
Первым перспективность новой флорентийской моды понял Андреа Веррокио, чья мастерская ранее специализировалась на посмертных масках. Он сумел быстренько переориентироваться в сторону восковых фигур (благо, особой сложности это не представляло, ведь технологии были похожи), обзавелся учениками и принялся изготавливать фигуры из воска чуть ли не в промышленных масштабах, кстати, часть учеников Верроккио позже перешла в мастерскую его конкурента Бенинтенди, которая тоже процветала на изготовлении voti несколько поколений.
Главной церковью, в которой выставлялись восковые фигуры voti, была Сантиссима-Аннунциата, если верить флорентийскому архиву за 1496 год, то в то время церковь представляла собой настоящий музей восковых фигур.
На фото: церковь Сантиссима-Аннунциата (Флоренция)
С одной стороны от алтаря высились восковые фигуры граждан Флорентийской республики, в числе которых был Лоренцо Медичи Великолепный, статуи кондотьеров на восковых конях и скульптуры пантификов, а напротив находились восковые фигуры гостей Флоренции, например, датского короля Христиана, турецкого паши и даже знатного мусульманина, который, несмотря на то, что Аллах запрещает изображать образы животных и людей, не смог устоять перед искушением и во время посещения Флоренции заказал собственную восковую фигуру, которую потом торжественно установил в Сантиссима-Аннунциата.
На фото: внутреннее убранство церкви Сантиссима-Аннунциата
Почему же жители Флоренции так стремились любым способом поместить собственное изображение в городских церквях? Ведь, как известно, помимо восковых скульптур они могли заказать и собственный портрет, вписанный во фреску, рассказывающую о житие какого-нибудь Святого. Причин столь экстравагантного по современным меркам желания было несколько. Во-первых, подобные действия были пережитком языческих традиций, и с помощью такого нехитрого ритуала люди пытались приблизить себя к божественному началу. Здесь логика была нехитрой: разместил свое изображение в храме — стал ближе к Богу. Кстати, этот ритуал был не просто обыкновенным поглаживанием самолюбия, но и своеобразной формой узаконенного колдовства, данный обряд сулил человеку божественную помощь и покровительство. Вторая причина — куда более прозаична, дело в том, что в период с четырнадцатого по семнадцатый век церкви были главным местом встреч горожан, и, как следствие, размещение собственного изображения в церкви, если проводить параллели с современностью, было этаким аналогом появления вашей фотографии на обложке известного журнала.
Фреска в церкви Санта-Тринита (Флоренция) с изображением Лоренцо Медичи Великолепного,
купца Франческо Сассетти и его детей.
О том, сколько стоило изготовление восковых фигур в натуральную величину, мы можем судить по сохранившимся договорам с мастерами. Так, некий викарий Антонио да Болонья, заказавший в 1481 году у мастера Арканджело свою фигуру в натуральную величину, обязался заплатить мастеру два флорина за работу, причем воск для фигуры заказчик предоставлял сам, а мастер тратился лишь на покупку красок и материала, из которого будут сделаны волосы. Еще одна особенность вотивных статуй — восковые фигуры должны были быть облачены в подлинные одежды донатора, к примеру, Лоренцо Медичи Великолепный, заказавший свою восковую копию мастеру Орсино Бенинтенди, выставил ее в церкви на улице Сан-Галло в одеждах, которые были на нем во время пасхальной мессы в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре, когда он в отличие от своего брата Джулиано чудом избежал смерти от кинжалов Пацци. Впрочем, свою статую Лоренцо Медичи Великолепный выставлял трижды в разных церквях, и каждый раз фигуру заново переодевали.
Фреска «Микеланджело показывает Лоренцо Медичи Великолепную голову статуи фавна»,
художник — Оттавио Ваннини, палаццо Питти, Флоренция
С расстановкой восковых фигур в церквях тоже все было непросто. Изначально их ставили как попало, но когда в 1447 году прихожанам стало просто-напросто сложно передвигаться по храмам, восковые фигуры решили расставить упорядоченно: по левую и правую стороны от аналоя. Правда, тут тоже вышла незадача — конные статуи, размещенные на возведенных специально по этому случаю пьедесталах, перекрыли вид на алтарь владельцам боковых капелл, что вызвало возмущение у аристократии, и, поскольку в числе обиженных оказались представители могущественного флорентийского семейства Фалькони, священникам пришлось передвинуть восковые фигуры всадников на противоположную сторону.
На фото: картина двор церкви Сантиссима-Аннунциата
Еще любопытный момент — изначально собственную фигуру из воска мог заказать любой желающий, но уже к началу пятнадцатого века voti во флорентийских церквях стало так много, что в 1401 году синьории пришлось издать указ, согласно которому устанавливать собственные статуи в храмах разрешалось лишь горожанам высших корпоративных чинов, чтобы, так сказать, проредить ряды желающих. Тем не менее, указ проблему не решил, в начале шестнадцатого века восковых фигур в храмах Флоренции стало так много, что их просто было некуда больше ставить. Тогда фигуры начали подвешивать на балках перекрытий, а стены храмов стягивать цепями. Немного цифр для понимания объемов бедствия: в 1630 году в церкви Сантиссима-Аннунциата один дотошный наблюдатель насчитал целых 600 восковых фигур в натуральную величину и более тысячи фигурок из папье-маше.
На фото: алтарь капеллы Святого Луки в церкви Сантиссима-Аннунциата, на картине Джорджо Вазари
Святой Лука (покровитель живописцев) пишет портрет Девы Марии.
Закончилась мода на voti по самой, что ни на есть банальной причине — прикрепленные к балкам восковые фигуры начали массово падать на молящихся прихожан, и в начале 1665 года их начали переносить во внутренние дворы церквей, где некоторые скульптуры voti стояли вплоть до восемнадцатого века. К сожалению, сегодня фигур voti практически не сохранилось, а ведь если проводить ассоциации с сегодняшним днем, то, можно сказать, они были и этаким аналогом селфи для социальных сетей, и статусным моментом, и магическим ритуалом в придачу. Должно быть, именно поэтому мода на восковые фигуры в храмах оказалась столь устойчивой, она продержалась без малого четыре столетия и ушла только тогда, когда балки церквей перестали выдерживать восковые копии знатных горожан Флоренции.
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com