Виченца: город Андреа Палладио
Большинство российских туристов, отправившихся в северную Италию, следуют по одному и тому же отлаженному маршруту: вначале — цитадель шопинга Милан, затем — романтичная Верона, ну и в финале — несколько дней в прекрасной Венеции.
Маленькую Виченцу, что расположена аккурат на полпути между Вероной и Венецией, туристы из России, как правило, игнорируют, а зря, ведь этот город уникален в своем роде и точно заслуживает того, чтобы вы провели там целый день. Дело в том, что именно здесь творил великий Андреа Палладио, по мнению многих искусствоведов — самый влиятельный архитектор в истории искусств.
На фото: вид на Виченцу с холма Монте Берико
Когда речь заходит об итальянских художниках, скульпторах и архитекторах эпохи Возрождения, все сразу же вспоминают Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэло и Донателло (спасибо мультфильму «Черепашки Ниндзя»), а вот об Андреа Палладио мало, кто из россиян слышал.
На фото: Андреа Палладио
А меж тем, именем Андреа Палладио, творившего в Виченце в шестнадцатом веке, назван целый архитектурный стиль палладианство, кстати, это единственный случай в истории, когда имя архитектора дало название целому архитектурному направлению.
На фото: музей Палладио в Виченце
Неудивительно, что Виченце есть музей, посвященный прославленному архитектору, там вам расскажут, к примеру, о том, что палладианство — это своеобразное предтечие классицизма, и именно в этом стиле построены многие здания в Санкт-Петербурге, например, Академия Наук или Мариинская больница. Между тем, в самом слове “палладианство” кроется подвох, ведь Палладио — не настоящая фамилия архитектора, а псевдоним, который он взял, чтобы подчеркнуть свою связь с Афиной Палладой — древнегреческой богиней мудрости.
На фото: статуи на вершине Базилика Палладиана и крыши Виченцы
Происходил же архитектор из семьи с неблагозвучной фамилией делла Гондола, а его отец был простым мельником. Свою карьеру Андреа Палладио начал в соседнем городке Падуя в качестве подмастерья в мастерской по резке камня. Условия труда в мастерской были ужасны, а поскольку уволиться оттуда было невозможно (трудовой кодекс в шестнадцатом веке еще не изобрели), молодой человек просто сбежал от хозяина в соседнюю Виченцу. Здесь он познакомился с известным мецетаном Джаном Джорджо Триссино, который не только дал талантливому юноше образование, но и оплатил его путешествие в Венецию, Верону и Рим.
На фото: колонны базилики Палладиана и площадь Синьории
Во время учебы Палладио пришел к выводу, что при строительстве светских зданий нужно брать за основу те же принципы, какими руководствовались античные архитекторы при возведении древнеримских и древнегреческих храмов: строго следовать симметрии, учитывать законы перспективы, группировать помещения вокруг внутреннего двора и использовать портики и ордера, как основу конструкции здания, а не просто в качестве декоративных элементов.
Первым проектом, где молодой человек смог претворить свои идеи в жизнь, стала перестройка здания городского собрания в центре Виченцы, ныне известного, как базилика Палладиана, то есть, в итоге она была названа именем своего создателя, и, кстати, Гете в своей книге “Итальянское путешествие” назвал базилику Палладиана — одним из красивейших палаццо Италии.
На фото: базилика Палладиана
Несмотря на слово “базилика” в названии, здание никогда никакого отношения к религии не имела, раньше это был дворец городского собрания, а сегодня базилика Палладиана — музей и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
На фото: колонны базилики Палладиано
Еще один любопытный момент, Андреа Палладио не возводил базилику с нуля, он просто перестроил первое здание городского собрания, которое было возведено в Виченце еще в пятнадцатом веке. К середине 16-го века здание серьезно обветшало, и городской совет объявил конкурс на новый проект палаццо. Выиграл тендер молодой и тогда еще очень бедный архитектор Палладио.
На фото: галереи базилики Палладиана
После того, как базилика Палладиана была завершена, заказы на молодого человека посыпались, как из рога изобилия, в результате в окрестностях Виченцы и Венеции можно наблюдать великое множество вилл и дворцов, построенных в узнаваемом стиле палладианство. Одна из них — вилла Ротонда — расположена на подъезде к городу. Правда, вилла находится в частной собственности, но зато монументальной красавицей можно полюбоваться со стороны.
На фото: вилла Ротонда
Впрочем, с главной площади Виченцы можно никуда и не уходить, ведь прямо напротив базилики Палладиана высится еще один архитектурный шедевр Палладио — Лоджия дель Капитанио. Строительство лоджии было начато в 1565 году, а завершено 6 лет спустя, в год победы венецианцев и испанцев над турками в битве при Лепанто — самом кровопролитном морском сражении в истории, которое положило конец вековому господству Оттоманской империи на Средиземном море. Так что неспроста лоджия внешне напоминает римскую триумфальную арку.
На фото: Лоджия дель Капитанио в Виченце
Кстати, лучший вид на Лоджия дель Капитанио открывается с террасы базилики Палладиана, где устроено прелестное кафе. Единственное, работает кафе только в вечерние часы, открывается оно после 16.00, а для прохода наверх нужно купить билет за 3 евро, зато это идеальное место для того, чтобы взглянуть на здания площади Синьории с высоты птичьего полета или просто полюбоваться закатом.
На фото: кафе веранде базилики Палладиана
Еще одна достопримечательность Виченцы — театр Олимпико, тоже построенный по проекту Андреа Палладио. При его возведении архитектор вдохновлялся римскими театрами, и, как показало время, был абсолютно прав. Именно театр Олимпико позже стал образцом для подражания при строительстве театров во всем мире. Кстати, Эрмитажный театр в Петербурге как раз спроектирован по образу и подобию театра Виченцы.
На фото: сцена театра Олимпико с декорациями к постановке «Царь Эдип»
Не менее любопытно, что в театре Олимпико — все оригинальное, даже декорации на сцене, построенные для премьерного спектакля «Царь Эдип», статуи же римлян в театре — это просто фигуры меценатов, выделивших в свое время деньги на строительство объекта.
На фото: театр Олимпико
К сожалению, по причине того, что в театре Олимпико все старинное — здание театра не отапливается, и открыт он только два сезона в году: весной и летом, когда не слишком жарко и не слишком холодно.
На фото: центральная площадь Виченцы
Еще одно «изобретение» Андреа Палладио — знаменитое венецианское окно, каким мы привыкли его себе представлять. Стоит ли говорить, что венецианские окна — характерная черта архитектурного облика Виченцы, города, который часто называют, не иначе, как городом Андреа Палладио.
Фото: Davide Bacelle
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com