страны

Чем заняться во Флоренции: нетривиальные идеи для тех, кто уже не раз бывал на родине итальянского Ренессанса

Предположим, во Флоренции вы уже были и не раз. Осмотрели все залы галереи Уффици, заглянули в Академию изящных искусств и убедились, что Давид Микеланджело, действительно, опирается не на ту ногу, на которую все думают, прогулялись по садам Боболи и посмотрели в глаза статуе толстяка Пьетро Барби, изучили, чем торгуют ювелиры в лавках на Понте-Веккьо, а на рынке Mercato Centrale и в аптеке Санта Мария Новелла продавцы давно приветствуют вас, как старого знакомца.

И, что же? Можно сказать, что вы теперь знаете Флоренцию, как свои пять пальцев и у вас больше нет причин отправляться в город на реке Арно, по которому всю жизнь тосковал изгнанник Данте? Поверьте, это не так. Во Флоренцию нужно приезжать снова и снова, ведь этот город – словно ларец с тайными сокровищами, и зачастую о многих из них не осведомлены даже этого жители города.

В сегодняшнем материале я расскажу о неочевидных, но безумно интересных местах Флоренции, а также поделюсь несколькими нетривиальными идеями о том, чем заняться в городе. Тем же, кто хочет узнать больше об основных достопримечательностях родины Данте, рекомендую познакомиться со статьей «Флоренция за три дня» по этой ссылке.

ИЗУЧАТЬ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО, ЛЮБУЯСЬ ПОНТЕ-ВЕККЬО

Конечно, в понимании большинства Флоренция – это Ренессанс, и с данным фактом глупо спорить, ведь если бы Медичи и флорентийские купцы не покровительствовали художникам, что в переложении на современные реалии означает «не давали бы заказы на производство предметов искусства», то у гения Боттичелли или Микеланджело просто не было бы возможности раскрыться. Тем не менее, в городе нашлось место и искусству начала XX века. И сейчас речь вовсе не о музее, а о знаменитом отеле Lungarno Collection, что расположен на берегу реки Арно.

На фото: третий этаж отеля, где выставлены работы Вирджилио Гуиди

Конечно, в первую очередь, он знаменит видом на Понте-Веккьо, который открывается из номеров с панорамными окнами и с террасы ресторана Borgo San Jacopo, но не менее любопытен и тот факт, что Lungarno Collection владеет одной из самых обширных коллекций картин, рисунков и эскизов классиков современного искусства. Их в собственности отеля 400, а акцент сделан на произведения художников, творивших в первом десятилетии XX века.

На фото: второй этаж отеля, декорированный на работами Антонио Буэно

Коллекция не скрыта от посторонних глаз, работы Кассинари, Антонио Буэно, Вирджилио Гуиди, Морлотти и Сирони украшают и стены коридоров отеля, и комнаты, а в лаунже, где традиционно проходят аперитивы, можно увидеть рисунки Пабло Пикассо и Жана Кокто. Кстати, зал носит говорящее название Picteau – это симбиоз фамилий создателя «кубистической тайнописи» и французского поэта-сюрреалиста, и, если вспомнить о том, что Пикассо и Кокто долгое время приятельствовали, думаю, подобная идея пришлась бы им по вкусу.

Рисунок Пабло Пикассо из коллекции отеля

На фото: лаундж Picteau с работами Пикассо и Кокто

Коллекция досталась Lungarno Collection в наследство от бывшего хозяина здания отеля, которое в прошлом было частным домом. До недавнего времени картины и рисунки располагались на стенах Lungarno Collection в, можно сказать, хаотичном порядке, но после проведенной в этом году реновации, их упорядочили, и теперь каждая зона отеля выглядит как аналог галереи, где проходит персональная выставка того или иного художника.

Заглянуть в отель можно и просто с целью полюбопытствовать, но в идеале в Lungarno Collection, конечно, нужно жить, ведь тогда вы будете просыпаться под звон колоколов расположенных по близости соборов и крики чаек, что по утрам кружат над рекой Арно, беспокоя туристов, решивших устроить сплав на каноэ. Кстати, в основном это – англичане, они даже на отдыхе без спорта не могут.

Смотришь на них с балкона отеля, потом переводишь взгляд на увитый красными лучами свежего утреннего солнца Понте-Веккьо, где ровно в 10 утра начинает работать фонтан, и думаешь: «Ну, и куда вы, милые, торопитесь? Не лучше ли предаться истинно итальянкой dolce far niente?», а после отправляешься на неспешный завтрак в ресторан Borgo San Jacopo, где улыбчивый красавец-официант обязательно поинтересуется, что вам подать: «Сaffè normale? Lungo? Cappuccino?». Конечно, можно попытаться вообразить себе и более идеальное утро во Флоренции, вот только, боюсь, фантазии придется изрядно постараться.

ОТПРАВИТЬСЯ НА УЖИН СРАЗУ С НЕСКОЛЬКИМИ МИШЛЕНОВСКИМИ ШЕФАМИ

Между тем, ресторан отеля Borgo San Jacopo сам по себе заслуживает внимания, и, чтобы посетить его, необязательно быть гостем Lungarno Collection. Он отмечен звездой Мишлен, а на его кухне колдует лучший шеф Флоренции – Питер Брунель. Между прочим, он же занимается меню и других ресторанов и отелей группы Lungarno, в которую входят, к примеру, роскошный отель Portrait Firenze, что расположен аккурат с противоположной стороны реки Арно, и находящийся в его здании ресторан Caffe dell’Oro, известный тем, что здесь классику тосканской кухни переосмысливают на нетривиальный современный лад.

На фото: Питер Брунель – лучший шеф Флоренции

И все же Borgo San Jacopo – любимое детище Питера. Кстати, примерно раз в месяц здесь проходят гурмэ-ужины SPOON, когда на кухне компанию Питеру составляют ресторанный критик Фаусто Арриги, Лоретта Фанелла – кондитер, создающая исключительные десерты, и еще один приглашенный шеф, отмеченный звездами Мишлен.

В программе ужинов неизменно меню из 5-6 экспериментальных блюд, каждое из которых без малейшего преувеличения можно назвать шедевром селективной гастрономии. Ну, сами посудите, где еще вы сможете попробовать нежнейшее капрезе, оформленное следующим образом: моцарелла покрыта сверху тонким томатом, а базилик подан и вовсе отдельно в виде сорбета?

На фото: капрезе в нетривиальной подаче

Надо сказать, вышеописанное лакомство (язык не поворачивается назвать его блюдом или тем паче закуской) настолько изысканное и освежающее, что невольно думаешь, а зачем смущать вкусовые рецепторы следующим блюдом? Но, не тут-то было. Дальше в программе ужина – суп-пюре из каштанов с морепродуктами и черной икрой, она, драгоценная, добавлена в суп качестве приправы.

На фото: суп-пюре из каштанов с черной икрой

Ешь и глаза от удовольствия закрываешь, а их, меж тем, следует держать открытыми, ведь оформлены блюда, как истинное произведение гастрономического искусства, так что не выложить их фотографии в Инстаграм – настоящее преступление против современных правил приличия, заведенных в digital-сообществе. И все это в сопровождении лучших вин из виноградников семейства Феррагамо.

На фото: шоколадный десерт Лоретты Фанеллы

Ужины SPOON – мероприятие регулярное, устраивают их раз в месяц, а ближайшие пройдут в Borgo San Jacopo 11 декабря и 15 января. Посмотреть расписание на будущее вы можете по ссылке на сайте ресторана.

ПОСЕТИТЬ МАСТЕР-КЛАСС В КУЛИНАРНОЙ ШКОЛЕ DESINARE

Впрочем, если вам интересно не просто пробовать местные гастрономические специалитеты, но вы давно лелеете мечту научиться готовить итальянские блюда по аутентичным рецептам, то у меня для вас отличная новость! Во Флоренции есть кулинарная школа Desinare, где мастер-классы проходят на английском языке.

На фото: Эрика Делла Мартина – шеф кулинарной школы Desinare

Расположена она неподалеку от центра, а внимания здесь заслуживают не только непосредственно мастер-классы, но и интерьер помещения, в котором открыта школа. Все дело в том, что вторая специализация Desinare – реставрация старинных предметов мебели и последующая их продажа. Заходишь внутрь и оказываешься в этаком винтажном раю для понимающих, осматриваешься и видишь массивный дубовый стол, сделанный еще в XIX веке, раскрашенную деревянную лошадку, будто бы попавшую в наш мир из сказок Джанни Родари, или кухонную утварь в стиле деревенского дома где-нибудь в горах Карнии.

На фото: винтажные интерьеры в школе Desinare

Сам же мастер-класс традиционно начинается с покупки продуктов, так что мы под предводительством шефа Эрики Делла Мартины – финалистки престижного конкурса MasterChef Italia вначале заглянули на мини-рынок у входа в сады Боболи, где набрали фруктов и овощей, а затем – в лавку к мяснику, чтобы прикупить мяса (кстати, параллельно выяснили и любопытный факт о том, что маленький теленок на флорентийском диалекте будет vitella, а не vitello).

Ну, а дальше началось таинство, ибо никак иначе процесс приготовления итальянских блюд в компании Эрики Делла Мартины назвать нельзя. Делали и мясные рулеты, и пирог со сладчайшими яблоками и изюмом по бабушкину рецепту, и свежую пасту тальятелле, правда, этот специалитет уже родом не из Тосканы, а из региона Эмилия-Романья, и, по признанию самой Эрики, она нарочно ездила в соседнюю область Италии, чтобы перенять у местных жительниц их секретные знания и навыки.

На фото: яблочный пирог и кофе на мастер-классе Desinare

А в финале, само собой, вкуснейший обед из только что приготовленных блюд в сопровождении лигурийского вина. И все это с шутками-прибаутками, да под дружный смех, ведь, когда в первый раз отправляешь тончайший лист только что приготовленного теста в машину для резки пасты, невольно испытываешь одновременно и чуть ли не священный трепет, вызванный боязнью ненароком испортить все в последний момент, и самое что ни на есть, детское веселье от сопричастности к процессу.

На фото: только что приготовленная паста тальятелле

Между прочим, по моему скромному мнению, лишь побывав на мастер-классе по приготовлению итальянской еды, можно до конца понять, почему кухня этой страны прославилась на весь мир. Дело не только в пиететном подборе ингредиентов, но и в отработанной поколениями технике приготовления, казалось бы, самых элементарных блюд. Не верите? Тогда попробуйте приготовить тесто для пасты дома. Нужно всего лишь смешать обыкновенную муку с мукой грубого помола, выложить ее на столе так, чтобы в центре образовалось свободное место. Туда разбить пару яиц и смешивать все вилкой с помощью кругообразных движений, постепенно примешивая муку к яйцу.

Процесс, надо сказать, долгий, и с непривычки рука очень быстро устает. А лучше просто отправляйтесь на мастер-класс в школу Desinare, там Эрика поведает вам все секреты, а рецепты приготовленных блюд вы получите в распечатанном виде для домашней практики. Сайт кулинарной школы Desinare: www.desinare.it

ОТПРАВИТЬСЯ НА ВЫСТАВКУ В PALAZZO STROZZI С ЛУЧШИМ ГИДОМ ГОРОДА

Лично я придерживаюсь мнения, что, если вы не считаете себя искусствоведом и хотите получить от знакомства с миром живописи не просто поверхностные впечатления, но и глубокие эмоции, то без правильного проводника в мире искусства вам не обойтись. И, кстати, тут нечего стесняться, ведь даже Данте по загробному миру бродил в сопровождении Вергилия, который по факту был его экскурсоводом. Лучшим гидом Флоренции по праву можно назвать Катерину Баркуччи (Caterina Barcucci). У нее не только глубочайшие познания в истории искусств и великолепный русский язык, именно такой, какой был у моей бабушки, преподававшей в школе литературу, но и удивительное чувство юмора. А уж про живопись она рассказывает так, что отпускать сеньору от себя не хочется.

На фото: Palazzio Strozzi

На данный момент Катерина сотрудничает с Palazzio Strozzi, где сейчас проходит выставка маньеризма, которую я искренне советую посетить всем. «Маньеризм? Да, бросьте!» — скажите вы. «Не спешите с выводами», — отвечу я. Во-первых, тут выставлены картины из самых разных соборов не только Флоренции, но и других городов Италии – их предоставляют музею для экспозиции в обмен на реставрационные работы. Во-вторых, многие картины выставки вы нигде более в принципе не увидите, ведь они находятся в частных коллекциях, а сейчас их временно выставили в Palazzio Strozzi. Само собой, большинство картин на религиозную тему, ведь в том время противостояние реформаторов и католиков было в самом разгаре, и последователи римского престола тратили немалые деньги на создание полотен, иллюстрирующих Евангелие в правильном для католиков ключе.

«Снятие с креста» Россо Фиорентино

К примеру, здесь можно увидеть «Снятие с креста» Россо Фьорентино – убежденного последователя Сованаролы. Масштабное полотно выглядит скорее как произведение современного искусства, ведь решена картина в ярких, контрастных и даже жестких тонах, а персонажи на ней выписаны настолько графично и даже слегка изломано, что, рассматривая их, понимаешь, корни того же кубизма можно обнаружить и в итальянском изобразительном искусстве XVI века. А по соседству – работа на эту же тему Якопо Каруччи, вошедшего в историю под псевдонимом Понтормо и хорошо знавшего Россо Фьорентино. Тут нет ни агрессии, ни резких переходов, цвета одежды действующих лиц нежные и легкие, словно облака, да и трагизма в сцене «Снятия с креста» не ощущается – лишь светлая грусть и ожидание грядущего чуда Воскресения.

«Снятие с креста», Понтормо 

Отдельный зал отведен и светской живописи. Помимо портретов влиятельных сеньоров и их разодетых дам, тут можно увидеть и весьма игривые картины. Например, «Купидона и Психею» Якопо Цукки – ученика Вазари. Художник прикрыл на полотне обнаженное тело половозрелого Купидона цветочками, зато Психеи добавил румянца, мол, глядите, она увидела голого мужчину и покраснела! Да и у собачки на переднем плане тоже изумленное выражение морды, ее внезапный мужской нюд шокировал не меньше.

«Купидон и Психея» Якопо Цукки

Или работу неизвестного художника «Amicizia», что в переводе означает «Дружба». На ней изображен полуобнаженный юноша, демонстрирующий сердце, а на заднем плане картины можно заметить барельеф с двумя античными героями. По некоторым предположениям, это Ахилл и Патрокл, у которых, как считалось в XVI веке, отношения были не просто дружескими. По словам Катерины, картину, скорее всего, заказал богатый сеньор, решивший запечатлеть на ней своего интимного друга, ведь чем-то другим наряд персонажа и тематику барельефа объяснить сложно.

Картина «Amicizia», что в переводе означает «дружба»

Ну и, конечно, главное сокровище выставки – скульптура Микеланджело, точнее, прототип одной скульптуры, впоследствии украсившей усыпальницу папы Юлия II. Уникален экспонат тем, что Буонарроти всегда работал сразу начисто, отталкиваясь от особенностей того или иного мрамора, но для гробницы папы сделал исключение и по запросу заказчиков изваял прототип скульптуры.

На фото: прототип скульптуры Микеланджело

Конечно, сегодня макет статуи изрядно поврежден, но даже в таком виде детальная проработка всех линий скульптуры поражает. Кажется, вот сейчас каменный идол оживет, привстанет со своего ложа и распрямится во весь рост. Контакты гида Катерины Баркуччи: caterinabarcucci@gmail.com, тел: +39 348 870 00 43.

ПОБЫВАТЬ В БРАТСТВЕ MISERICORDIA DI FIRENZE

В финале, об одном уникальном месте Флоренции, про которое я уже рассказывала ранее, но этот тот случай, когда не грех и повторить. Итак, внимание, вопрос! Как вы думаете, в каком веке во Флоренции появилась первая скорая помощь? Внимание, ответ — в XIII! Да, я не шучу, правда, тогда она была совсем не скорой в современном понимании, ведь, например, для того, чтобы доставить к врачу человека на носилках у братьев общества уходило несколько часов. Речь, само собой, о братстве Misericordia или «Милосердие», которое и по сей находится близ базилики Санта-Мария-дель-Фьоре.

Его основали еще до того, как Брунеллески увенчал Дуомо Флоренции знаменитым оранжевым куполом, о чем свидетельствует фреска на стене здания общества, кстати, это самое ранее изображение Флоренции из дошедших до наших дней. Братство было создано для помощи нуждающимся жителям города, а существовало оно на общественные пожертвования. В обязанности Misericordia входило и оказание медицинских услуг больным, и сбор приданного для невест, и забота о детях, брошенных родителями, – их оставляли на крыльце здания, и помощь простым людям во время эпидемий чумы, и организация похорон бедняков.

Посещение музея братства, что расположен по справа от собора Санта-Мария-дель-Фьоре, – занятие крайне познавательное, ведь в его архивах можно увидеть, к примеру, старинные книги, с помощью которых велась статистика смертности во время эпидемий чумы и фиксировались имена членов общества, в числе коих был даже сам Америго Веспуччи, а также карету скорой помощи XV века, корзину для транспортировки сидячих больных, носилки для тел умерших, лотерейную машину, с помощью которой распределялись деньги на приданное для девиц из бедных семей, и, конечно, традиционные костюмы членов братства. Кстати, смотрится старинное облачение братьев Misericordia по современным меркам крайне пугающе, ведь оно представляет собой черные тоги с закрывающими лица капюшонами, оборудованными тонкими прорезями для глаз.

Самым же любопытным будет интересно узнать рецепты врачей времен Ренессанса, что собраны в архивах музея. Они – затейливые, ведь в те времена доктора щедро компенсировали отсутствие знаний суевериями и фантазией. Так, к примеру, они советовали тяжело больным замачивать в оливковом масле скорпиона и обтираться данной настойкой на вершине холма. Скорая помощь в старину тоже работала своеобразно. После того, как брат Misericordia получал сообщение о срочном вызове к больному, он вначале поднимался на колокольню Джотто, звонил в колокол общества, потом к нему прибывали братья по благим делам, вначале они облачались в те самые страшные костюмы, после – молились, и лишь затем отправлялись на вызов.

Усыновление же брошенных детей было процессом не только не быстрым, но и, не побоюсь этих слов, весьма жестоким. Оставленного на пороге Misericordia ребенка подбирали лишь спустя два дня, таким образом, родители получали шанс передумать и забрать кровинушку обратно домой, ну или посещающие Флоренцию люди из окрестных деревень могли усыновить малыша, ведь деревенским лишние руки в хозяйстве всегда требовались.

В целом же посещение музея и архивов Misericordia понравится всем неравнодушным к истории людям, в особенности, если вас занимают не только биографии монархов и события государственного масштаба, но и жизнь простых людей в прошлые века. А более подробно почитать о том, что собой представляло братство Misericordia можно в статье «О скорой помощи, детских приютах и бесприданницах во Флоренции во времена Ренессанса».

Канал создательницы сайта Юлии Малковой, а также анонсов, новостей и личных заметок в мессенджере Telegram

 

Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com

   с нами в pinterest   

error: Копирование материалов сайта www.trip-point.ru запрещено. Если вы хотите использовать наши тексты, свяжитесь с нами по имейл info@trip-point.ru или julia.malkova@gmail.com