Пасхальные обычаи Европы родом из язычества: кролик, яйца и расстрел старухи
Большинство европейских пасхальных обычаев не имеют к христианству вообще никакого отношения.
По сути, они являются всего лишь переосмысленными языческими традициями. О самых красноречивых примерах рассказываю в сегодняшней статье.
КРОЛИК – СИМВОЛ БОГИНИ ОСТАРЫ
Взять, к примеру, кролика. Сегодня ушастый – один из главных символов Пасхи. Столь почетную миссию ему отвели в XV веке в Германии, но сейчас накануне главного христианского праздника фигурки кроликов устанавливают в витринах магазинов и кафе повсеместно не только в Европе, но и в США. Между тем, кролик к воскрешению Христа никакого отношения, конечно, не имеет.
Он – символ чествования Остары или Эостры: древнегерманской богини рассвета, плодородия и новой жизни. Собственно, в древности сам апрель именовали не иначе как Eosturmonath, то есть, «месяц Эостры». Поскольку богиня отвечала за возрождение жизни и активное размножение одним из ее символов был кролик – животное, знаменитое тем, что оно производит потомство в ускоренном режиме.
После христианизации современной Германии кролик постепенно стал символом Пасхи. Кстати, в английском языке само название этого праздника – Easter, а в немецком Ostern, что, как нетрудно догадаться, всего лишь переосмысление имени богини Остары.
ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦА – ДЛЯ ДВУХ БОГИНЬ СРАЗУ
Пасхальные яйца – опять-таки символ новой зарождающейся жизни, что, безусловно, совершенно логично. Настолько, что яйца являлись символом сразу двух языческих божеств, отвечающих за данный процесс: уже упомянутой древнегерманской Остары и Цереры – древнеримской богини плодородия.
Именно куриные яйца в древности преподносили им в дар, дабы следующий весенне-летний сезон принес богатый урожай.
ПАСХАЛЬНЫЙ РАССТРЕЛ КУАРАНТАНЫ
Расстрел старухи Куарантаны – совершенно языческий пасхальный обычай, популярный в юге Италии. Его практикуют в регионах Апулия, Калабрия и Молизе. Кто такая Куарантана? Это наряженная во все черное бабулька, держащая в руках вязание или пряжу.
Она считается символом прошедшей зимы, а заодно и духом завершенного карнавала, который в Италии предваряет пост. В первых день Великого поста куклу Куарантаны подвешивают за шею на площадях городков и деревень. В руках она держит не только пряжу, но и апельсин, а также перья: их число символизирует количество недель, оставшихся до Светлого дня Пасхи, и каждое воскресенье одно из перьев из рук куклы изымают.
Когда же Пасха наступает, жители деревень на юге Италии под одобрительные крики толпы расстреливают куклу Куарантаны из ружей, а после вечером ее и вовсе сжигают, пронося чучело по улочкам города.
«Какое варварство!» – скажите вы. И будете правы, ведь, хоть католическая церковь и говорит, что сжигание Куарантаны символизирует покаяние во время Великого поста, это не более чем надуманное оправдание для старинной языческой традиции проводов зимы.
ПАСТЬЕРА – ПАСХАЛЬНЫЙ ПИРОГ ПО РЕЦЕПТУ СИРЕНЫ
В Неаполе на пасху пекут пастьеру – пирог с начинкой из муки, рикотты, яйц, цельных зерен пшеницы и цукатов, пропитанный сладким сиропом апельсиновых цветов. В этом итальянском городе сладость не менее популярна, чем коломба – пасхальный кулич в форме голубя, который пекут в других областях страны. Но, знаете, что любопытно? Пастьера непосредственно к Пасхе тоже не имеет никакого отношения!
Это кушанье в Неаполе издревле готовили по весне в честь сирены Парфенопы, что, согласно легендам, обитала близ города. Впрочем, тут опять-таки существует неразбериха. Согласно классической античной мифологии, Парфенопа вместе с сестрами проживала на одном из утесах в море близ Неаполя. Выглядели сирены вовсе не как девушки с рыбьими хвостами, а как птички с женскими головами.
Своим пением они сводили с ума мужчин, те бросались в бурное море и погибали. Когда же Одиссей сумел и послушать пение сирен, и остаться в живых, сестры от горя покончили с собой: скинули с себя оперение и бросились в бурное море. Так вот, согласно все той же легенде, именно тело сирены Парфенопы после смерти преобразовалось в участок суши, где позже был возведен Неаполь, недаром древнее название города – Парфенопеей.
А уже сообразно более поздней мифологии, сирена Парфенопа «до конца не умерла». Ее тело стало сушей, но она возродилась из мертвых и каждую весну выходила из волн Неаполитанского залива, дабы усладить слух жителей города своим пением. Музыкальный талант сирены способствовал тому, что цветы на побережье начинали распускаться, а трава зеленеть, вот жители Неаполя в благодарность и начали печь в честь сирены праздничный пирог, в который в качестве начинки добавляли все лучшие дары их земли сразу: от рикотты до пшеницы. Одно лакомство жертвовали Парфенопе, другие – поедали.
После же христианизации пастьера стала неаполитанским аналогом пасхального кулича. Действительно, зачем отказываться от прекрасной традиции, если ее можно просто переосмыслить? Кстати, рецепт неаполитанской пастьеры вы можете посмотреть здесь.
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com