страны

Новые места Москвы: архитектура, современное искусство и занимательные места, куда можно отвести детей на каникулах

Чтобы не скучать на праздниках, можно посмотреть, как знаменитый архитектор Ренцо Пьяно реконструировал ГЭС-2, увидеть съемки «Санта-Барбары» на современный лад глазами исландского художника Рагнара Кьяртанссон, узнать про историю нефти на ВДНХ, отправить детей позаниматься антропологией или молекулярной генетикой в парке «Зарядье».

Дом культуры «ГЭС-2»

Главное культурное событие года – открытие «ГЭС-2» на Болотной набережной, которое 6 лет реконструировали, и вот, наконец, оно заработало для всех. Причем, вход бесплатный, нужно только забронировать время посещения и показать на входе QR-код. Учитывая, как недешевы сейчас музеи, особенно современного искусства, согласитесь, приятно.

«ГЭС-2» уже с лета манила к себе – гигантские ярко-голубые трубы на фоне белого здания, высаженная рядом березовая роща, а еще и вызвавшая возмущение общественности скульптура швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина№ 4» прямо у реки – алюминиевая тринадцатиметровая копия размятых в руках кусков глины с отпечатками пальцев.

Внутри ожидаемо тоже оказалось все крайне любопытно. Центральную электрическую станцию городского трамвая (собственно, бывшая ГЭС-2) построили в 1910 году по проекту архитектора Василия Башкирова и инженера Михаила Поливанова. Металлические конструкции внутри станции – колонны, лестницы и кровлю – проектировал инженер Владимир Шухов (кроме прочего, создатель радиобашни на Шаболовке).

Фонд V–A–C купил ГЭС-2 в 2015 году и заказал ее реконструкцию архитектурному бюро RPBW Ренцо Пьяно, автору парижского Центра Помпиду. У архитектора была задача, с одной стороны, максимального сохранить исторический облик места, а с другой, превратить его из утилитарного здания в центр современному искусства.
ГЭС-2 напомнило Ренцо Пьяно базилику, и он решил превратить ее в «храм света», поэтому крыша теперь покрыта стеклом, и в погожие дни внутри все буквально залито солнцем. На крыше стоят солнечные батареи, которые вырабатывают 10% электроэнергии для функционирования здания.

А через голубые семидесятиметровые трубы, которые видны еще издалека на подходе к «ГЭС-2», собирают воздух для вентиляционной системы. Березовая роща, для которой высадили 600 берез и 80 000 кустарников на искусственном холме, вовсе кажется каким-то элементом волшебной сказки, когда кто-то кинул гребешок и посреди каменной набережной вырос лес. Летом, это, конечно, выглядит более сюрреалистично.

По задумке V–A–C место должно стать аналогом советских домов культуры, собственно оно и называется Дом культуры «ГЭС-2». Внутри будут проходить не только выставки и перформансы, но также кинопоказы, концерты, мастер-классы, лекции, встречи с людьми искусства. Учитывая, что площадь здания около 36 000 м2, получился очень масштабный дом культуры. Если соберетесь сюда с детьми, то для них работает ателье-мастерская, где можно заниматься творчеством с сотрудниками «ГЭС-2» и приглашенными художниками.

Кстати, персонал Дома культуры – отдельная история. Редко в каком месте встретишь такое количество стильно выглядящих людей. Сотрудники не носят форму, но их можно узнать по аксессуарам, которые разработаны специально для «ГЭС-2» – мешочки для фляжек с водой, серые кожаные ремешки для бейджей, сумки в виде прямоугольных параллелепипедов. Гидов, которые проводят экскурсии, называют медиаторами. В некотором смысле это – «просвещенные собеседники», с которыми можно поговорить не только о концепции места и текущих выставках, но и, например, о кино.

Медиатор «ГЭС-2»

Посетители в «ГЭС-2» тоже встречаются интересные – разом можно увидеть трех элегантных дам, будто только вышедших из бутика Chanel, модника в ботинках Dr Martens с граффити Жана-Мишеля Баския и пожилого джентльмена в черном костюме, большой черной шляпе и длинной седой бородой как у Л.Н. Толстого.

Что же касается самого искусства, то сейчас в Доме культуры проходит выставка «Санта-Барбара». Как не поддаться колонизации?» исландского художника Рагнара Кьяртанссона», в рамках которой выставлены картины и видеоинсталляции самого художника и его соратников. Кроме того, до марта 2022 года здесь каждый день проходит перформанс «Санта-Барбара».

Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона – в течение трех месяцев переснимают 100 серий одноименного американского сериала (их потом демонстрируют на экранах этажом выше) в специально выстроенных для этого декорациях, причем с одного дубля. То есть во время прогулки по зданию можно видеть, как актеров гримируют, подбирают им костюмы, и как идут сами съемки.

Перфоманс «Санта-Барбары» в «ГЭС-2» 

Ощущения от этого действа у человека, выросшего в 1990-е, где «Санта-Барбара» была в телевизоре, в голове и соответственно на устах у каждого третьего – смешанные. Но в Исландии, как оказалось, мыльную оперу в те годы тоже показывали. А что имел в виду Рагнар Кьяртанссон и при чем тут колонизация, подробно расскажут медиаторы.

«Заповедное посольство» в Парке «Зарядье»

Если дети интересуются наукой, или вы хотите вызвать интерес к ней, можно отправить их на занятия в одну из лабораторий «Заповедного посольства», расположенного на территории парка «Зарядье». Это научно-познавательный центр, партнерами по разработке программ которого являются РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной биотехнологии, РНИМУ им. Н.И. Пирогова.

Для школьников в центре проводят практические занятия по генетике, химии, экологии, антропологии, биологии. В рамках занятий школьники могут узнать то, что либо не включено в школьную программу, либо не изучается глубоко, кроме того, у них появляется возможность получить доступ к высокотехнологичному оборудованию.

Например, в медицинской лаборатории дети могут поработать на оборудовании молекулярных генетиков, выделить ДНК, сделать ПЦР-тест, определить содержание ГМО в продуктах; в биологической – вырастить растение в пробирке и узнать про клонирование; в палеонтологической – рассмотреть минералы и окаменелости через мощные микроскопы и услышать про эволюцию.

Сотрудники «Заповедного посольства» – молодые ученые, причем, прогрессивные и довольно неформального вида, и, кажется, детям с ними не приходится скучать.

Павильон «Нефть» на ВДНХ

Популярное представление иностранцев о том, что в России нет ничего кроме нефти (и водки), реализуется на 661 квадратных метрах музея «Лукойла», занявшего целиком павильон «Нефть» на ВДНХ. Ну, кроме шуток, если дети захотят узнать, на чем строится благосостояние родной страны – это вполне подходящее место.

Изначально павильон №25 был выстроен в 1954 году как демонстрация достижений сельского хозяйства – точнее свекловодства и назывался «Сахарная свекла», отсюда на стенах рельефные узоры в виде в виде сахара-рафинада и листьев свеклы. Два года спустя павильон переименовали в «Сахар», в 1958 году вовсе поменяли концепт на «Геологию, нефть, газ», а в 1964 году – на «Нефтяную промышленность». Начиная с 2018 года, место было закрыто на реконструкцию, и теперь в нем открылся музей под эгидой «Лукойла», посвященный истории мировой и российской нефти, а также в целом технологиям: добыче, обработке и транспортировке нефти.

Музей по большей части интерактивный – с «живыми» голограммами, которые рассказывают, что такое нефть, как ее впервые нашли в России, как развивалась эта промышленность. А читавшие «Черный город» Бориса Акунина помнят, что страсти из-за нефти разгорались еще в начале XX века.

Что еще можно сделать в музее? Например, увидеть видеодискуссию ученых об органическом или неорганическом происхождении нефти, в интерактивном режиме «пробурить» на симуляторе скважину и достать оттуда нефть, поуправлять нефтяным танкером в шторм, узнать, что горючее раньше принимали внутрь как лекарство и что детали смартфона и футбольные мячи тоже сделаны из нефтепродуктов.

Для планирования путешествий по России разработан цифровой туристический сервис RUSSPASS, на котором можно забронировать авиа и ж/д билеты, подобрать отель, узнать про маршруты и объекты культурно-исторического наследия https://russpass.ru/.

 

Людмила Егоршина - Людмила Егоршина - в прошлом обозреватель журнала «Афиша» и ведущая рубрик о путешествиях, культуре и моде на сайте elle.ru. Объездила половину мира, но особую склонность питает к культуре Азии и итальянской кухне.

   с нами в pinterest   

error: Копирование материалов сайта www.trip-point.ru запрещено. Если вы хотите использовать наши тексты, свяжитесь с нами по имейл info@trip-point.ru или julia.malkova@gmail.com