О правах пассажирах, пользующихся услугами европейских авиакомпаний: что делать, если самолет не взлетел, а багаж потерялся?
Сегодня речь пойдет о правах пассажирах, путешествующих по Европе или в/из Европу из других стран, пользуясь услугами европейских авиаперевозчиков. Расскажу о том, на что мы все имеем право в случае задержки/отмены рейса, потери или порчи багажа, а также в каких случаях мы имеем право на финансовую компенсацию и куда жаловаться, если ваши законные требования проигнорировали.
Начнем с того, что для всех европейских авиакомпаний существует единый стандарт компенсации неудобств, связанных с задержками или отменой рейсов, а также в случае потери/порчи багажа, невозможности предоставления места на рейс по причине overbook — когда на рейс продается больше билетов, чем посадочных мест, или же в случае невозможности предоставления заявленного класса обслуживания во время перелета (бизнес-класс или первый класс).
Документ называется The Flight Delay Compensation Regulation (EC), он вступил в действие 17 февраля 2005 года. Действие документа распространяется на рейсы, совершаемые авиакомпаниями, зарегистрированными в Евросоюзе, то есть всех стран Европы, включая Великобританию, Ирландию и Хорватию, которая пока только начала процесс вступления в Евросоюз. Единственная страна Европы, на которую эти правила не распространяются — Швейцария.
Действует документ в том случае, если:
● вы путешествуете по Европе.
● летите в европейскую страну из Швейцарии.
● летите из/в Европу из любой другой страны, пользуясь услугами европейской авиакомпании, имеющей представительство в той стране из/откуда вы летите в ЕС.
Под защиту The Flight Delay Compensation Regulation (EC) попадают пассажиры европейских авиакомпаний в том случае если:
● у вас имеется оплаченный авиабилет.
● вы прибыли в аэропорт минимум за 45 минут до отправления рейса или же до времени окончания регистрации согласно требованиям вашей авиакомпании, указанному на билете.
● если вы совершаете перелет на совместном рейсе с европейской авиакомпанией.
Под защиту The Flight Delay Compensation Regulation (EC) не попадают лица:
● купившие авиабилет по специальной акции, недоступной для покупки обычным
пассажирам (бонусный билет для сотрудников и членов их семей, ваучер — подарок от авиакомпании), за исключением тех случаев, когда бонусный билет был приобретен по общедоступной акции или в рамках программы лояльности для часто летающих пассажиров (покупка билета за накопленные бонусы).
● на рейсы, совершающие перелет из/в аэропорт Гибралтара, а также на рейсы в Швейцарию из стран Европы.
ЕСЛИ ВАШ ВЫЛЕТ БЫЛ ОТМЕНЕН, СВОБОДНЫХ МЕСТ В САМОЛЕТЕ НЕ НАШЛОСЬ ИЛИ РЕЙС ЗАДЕРЖАН
● Вы имеете право на альтернативный перелет или любой другой альтернативный вид транспорта.
● В случае, если рейс задерживается на 5 часов или более, вы имеете право сдать билет и получить за него полную стоимость, однако в этом случае компания оказывается полностью свободной от обязательств по доставке вас к месту назначения.
● В случае длительной задержки рейса (5 часов и более) вы имеете право на прохладительные напитки и питание, предоставляемое авиакомпанией, бесплатный телефонный звонок на родину, ночевку в гостинице, особенно в том случае, если у вас был длительный стыковочный рейс, плюс бесплатное такси до отеля, предоставляемого авиакомпанией, и обратно в аэропорт.
ФИНАНСОВАЯ КОМПЕНСАЦИЯ
На финансовую же компенсацию вы можете расчитывать в том случае, если ваш самолет прибыл в пункт назначения с опозданием, превышающим 3 часа от времени, указанного в вашем авиабилете, или же в том случае, если рейс был задержан на более, чем три часа не по причине форс-мажорных обстоятельств или погодных условий. Сумма компенсации составляет от 250 до 600 € в зависимости от расстояния полета.
Дистанция перелета и сумма компенсации при перелете из одной европейской страны в другую
● до 1500 км — € 250
● более 1500 км — € 400
Дистанция перелета и сумма компенсации при перелете между странами Европы и странами, не входящими в ЕС
● до 1500 км — € 250
● 1500 — 3500 км — € 400
● более 3500 км — € 600
Внимание! Если авиаперевозчик предложил предложил вам альтернативный вариант с графиком прибытия, аналогичным первоначальному, но вы им не воспользовались, то сумма компенсации может быть снижена на 50%. При этом, если по причине задержки рейса вы потеряли оплаченную гостиницу (проживание), то авиакомпания обязана компенсировать вам ее стоимость, однако данные вопросы всегда рассматриваются в индивидуальном порядке.
КОГДА НА ФИНАНСОВУЮ КОМПЕНСАЦИЮ РАСЧИТЫВАТЬ НЕ СТОИТ?
● Если рейс был задержан или отменен по причине погодных условий или форс-мажора.
● Если вам сообщили об изменении или отмене рейса за две недели до вылета (в этом случае вы можете просто сдать билет и получить за него полную стоимость или же бесплатно передвинуть его на другую дату).
● В том случае, если вам предложили альтернативный вариант перелета без потери трех часов времени, и вы им воспользовались.
КУДА ПИСАТЬ ЖАЛОБЫ И ГДЕ ТРЕБОВАТЬ КОМПЕНСАЦИЮ?
● Если ваши требования были проигнорированы, вы можете сообщить об инциденте и потребовать компенсацию, заполнив форму Passenger rights EU complaint form по этой ссылке. Форма составлена в виде анкеты, заполнив которую вы можете сообщить о произошедшем и потребовать компенсацию. Также рекомендуется сохранить копию заполненного заявления себе. К письму прикрепите ваш электронный билет и копию посадочного билета в том, случае, если ваш рейс меняли с задержкой.
● Если в течение двух недель вы не получили ответа, то вы должны направить претензию в организацию, занимающуюся правами пассажиров, той страны, где произошел инцидент. Полный список организаций, регулирующих эти вопросы, и все контакты (в том числе и емейлы) можно найти по ссылке: http://ec.europa.eu/. Письма в организации лучше всего писать, ставя в копию представителей авиакомпании.
ПОТЕРЯ ИЛИ ПОРЧА БАГАЖА
В том случае, если ваш багаж был потерян или испорчен, вы можете потребовать за него компенсацию в размере до €1220.
Если ваш багаж или ценные вещи, находящиеся в нем, были повреждены, вы должны иметь данные независимой экспертизы, переведенные на англ. язык, их вместе с письменной претензией, которая составляется в свободной форме, необходимо направить в авиакомпанию, а также в организацию, занимающуюся правами пассажиров той страны, где произошел инцидент. Полный список организаций, регулирующих эти вопросы, и все контакты (в том числе и емейлы) можно найти по ссылке: http://ec.europa.eu/.
Внимание! Претензия должна быть направлена в авиакомпанию не позднее, чем через 7 дней после получения багажа. К письму вместе с претензией должен быть прикреплен ваш билет и электронная квитанция об оплате.
Если же ваш багаж был потерян, вы можете расчитывать на ту же сумму компенсации (€1220) в том случае, если багаж не был вам доставлен в течение 21 дня. Претензию, написанную в свободной форме, необходимо направить в авиакомпанию с копией в организацию, занимающуюся правами пассажиров той страны, где произошел инцидент. Полный список организаций традиционно по ссылке: http://ec.europa.eu/. К письму не забудьте приложить ваш билет и электронную квитанцию об оплате.
Приятных вам путешествий!
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com