Palacio Belmonte: тайный дворец Лиссабона
Как правило, в любом городе, чье население превышает хотя бы 50 000 человек, имеются 2-3 отеля, которые отчаянно борются за право называться самым-самым. Но только не в Лиссабоне. В столице Португалии ситуация совершенно иная, ведь у лиссабонского Palacio Belmonte конкурентов просто-напросто нет.
И это не смелое заявление, это объективная реальность. Шутка ли, дворец семьи Бельмонте, а именно так переводится название Palacio Belmonte – самое старое здание в городе из ему подобных, все прочие были уничтожены чудовищным землетрясением, произошедшим в столице Португалии в 1755 году.
На фото: азулежу во дворце Palacio Belmonte
Находится же дворец в историческом сердце Лиссабона, буквально в двух шагах от замка Святого Георгия – крепости, основанной древними римлянами, что возвышается на городском холме.
На фото: тайный вход в Palacio Belmonte
При этом издание Luxury Travel Magazine неспроста включило Palacio Belmonte в список «10 жемчужин Европы, скрытых от посторонних глаз». Ведь, если не знать о том, что близ замка, бывшего вначале домом мавританского эмира, а после – резиденцией португальских королей, находится дворец, где проживал (страшно подумать!) сам первооткрыватель Бразилии Педру Альвариш Кабрал, и в залах которого устраивали торжественный прием по случаю возвращения Васко да Гама из удачной экспедиции в Индию, то обнаружить скрытый от любопытных глаз исторический объект – задачка не из простых.
На фото: вид с веранды Palacio Belmonte
Большинство замечают лишь массивную алую дверь, на фоне которой все уважающие себя гости Лиссабона обязательно делают памятный снимок. Кстати, каждый раз, когда мы открывали эту самую дверь массивным железным ключом, на нас немедленно обращали внимание не только туристы, но и местные жители, всем же интересно узнать: «Кто в теремочке живет?».
На фото: знаменитая красная дверь Palacio Belmonte
Впрочем, даже будучи постояльцем Palacio Belmonte, вы на этот вопрос скорее всего не ответите. Дело тут вот в чем. Продуман дворец очень хитро. У каждого гостя здесь – своя личная территория. Вам показывают дорогу до вашего сьюта, всего в их отеле, кстати, только десять, вы проходите через роскошную столовую, что в прошлом была залом для приема высоких гостей, видите террасу, сад с бассейном, выполненным из натурального черного мрамора, а вот, где именно располагаются комнаты других гостей, для вас остается загадкой.
На фото: сьют Amadeo de Souza Cardoso в Palacio Belmonte
Утром за завтраком соседей-постояльцев вы тоже не встретите, ведь в Palacio Belmonte завтраки подают прямо в номер. Просто в урочный час на вашем балконе материализуются словно из неоткуда взявшиеся горничные с подносами и вуаля! На столике террасы вас уже поджидают только что сваренный кофе, теплые круассаны, португальское прошутто, сыры, фрукты и прочие гастрономические радости.
На фото: завтрак на балконе Palacio Belmonte
Кстати, опять же благодаря системе скрытых дверей и коридоров столкнуться с прислугой в залах дворца практически невозможно. Вы можете услышать, как горничные переговариваются между собой, а вот встретить их в разы сложнее, оттого невольно возникает ощущение, что оказался в этаком зачарованном дворце из сказки, где еда появляется сама и в срок, а вещи занимают правильные места без посторонней помощи. И все это в интерьерах, которые ничем не уступают знаменитому королевскому дворцу Синтры.
Впрочем, о внутреннем убранстве Palacio Belmonte хочется сказать отдельно, и, пожалуй, начать стоит с того, что потайному дворцу, который находится в самом центре Лиссабона, по самым скромным подсчетам уже более 500 лет. Он был построен в XV веке поверх куда более древних римских и мавританских укреплений, и, конечно, сохранившиеся элементы предыдущих строений архитекторы, работавшие над проектом дворца, умело интегрировали в новое здание. Кстати, в Европе это вообще было обычной практикой, недаром же половина домов в исторических центрах сложена из камней крепостных стен, что раньше окружали города. Так частью Palacio Belmonte стали башни, построенные в 123 году до нашей эры, резные вестготские колонны и кирпичные мавританские потолки 7 века нашей эры. Ну, а первым владельцем новенького дворца, строительство которого было завершено к 1449-му году, стал Маркиз Аталай, Кабрал и граф Бельмонтский.
На фото: библиотека Palacio Belmonte и генеалогическое древо семьи Бельмонте
Впрочем, потом palacio еще несколько веков достраивали и дорабатывали сообразно вкусам португальской аристократии. К примеру, живший здесь в XVI веке первооткрыватель Бразилии Педру Альвариш Кабрал, распорядился сделать дворцу пристройку, а в 1640-м году у здания появилась роскошная терраса с видом на бухту Мар-да-Палья и пять фасадов в стиле «классицизм». И, да веранда и сегодня, бесспорно, самое романтическое место Palacio Belmonte. Коротать на ней вечера, любуясь закатом, – невероятное наслаждение, ведь виды отсюда открываются такие, что и знаменитые террасы мирадору позавидуют. Одна из них, между прочим, находится как раз поблизости, в том самом замке Святого Георгия.
На фото: на веранде Palacio Belmonte
Ассоциации с королевским дворцом в Синтре в случае с Palacio Belmonte тоже совсем неслучайны. Дело в том, что стены залов и сьютов здесь декорированы панно, сложенными из сине-белой плитки азулежу, совсем, как в главном зале для приема высоких гостей королевской резиденции Синтры. Вообще, керамические панно азулежу – самый узнаваемый элемент португальской архитектуры, какой только можно себе вообразить. В том же Порто, ими украшены все важные городские церкви, причем, не только изнутри, но и снаружи.
На фото: керамические панно в гостином зале дворца Palacio Belmonte
Нужно сказать, что изначально керамическую и глиняную плитку в Португалии не производили, ее привозили из Голландии, и использовали для декора исключительно внутренних залов дворцов – обычно с ее помощью создавали внушительные панно с изображением Святых, кораблей или морских пейзажей.
На фото: керамические панно азулежу во дворце Palacio Belmonte
Истинный же рассвет азулежу случился в XVIII веке в связи с возросшим интересом местной аристократии к искусству периода Возрождения. Именно тогда в Португалии были основаны собственные фабрики по производству керамики. Так что нет ничего удивительного в том, что в 1720-1730 годах семья Бельмонте решила создать собственную коллекцию керамических картин. Заказ получили два лучших мастера азулежу – Мануэль Сантос и Валентим де Алмейда. Вместе они создали 3900 изразцов, из которых потом сотворили 59 керамических панно, изображающих, как будни лиссабонской знати, так и быт простых людей.
Керамические панно в Palacio Belmonte дошли до наших дней в практически не изменившемся виде. Часть из них украшают залы дворца для приемов, где могут гулять все гости дворца, а часть находится в личных сьютах, причем самые впечатляющие можно обнаружить в люксе, названном в честь Amadeo de Souza Cardoso – португальского художника начала XX века.
Впрочем, весь императорский сьют Amadeo de Souza Cardoso – настоящее произведение искусства. В первой комнате находится библиотека, а во второй, декорированной панно азулежу, устроена гостиная и спальня одновременно, далее через систему комнат вы попадаете в ванну, где можно увидеть старинные конусообразные углубления в стенах для дополнительной вентиляции, а затем – на личную веранду для принятия солнечных ванн. Балкон же опоясывает сьют со всех сторон, так что при желании с него можно попасть любую комнату номера.
На фото: императорский сьют Amadeo de Souza Cardoso
На фото: балкон императорского сьюта
Между прочим, кровать находится на втором этаже гостиной сьюта, а установлена она на деревянном настиле, куда ведет винтовая лестница, ведь потолки в лиссабонском дворце очень высокие, так что было бы глупо не использовать данный момент для нетривиального переосмысления пространства.
Кстати, интерьеры Palacio Belmonte – отличный пример эклектики, сделанной с высоким вкусом. Современные предметы мебели тут по большей части минималистичные и на контрасте с пышным декором XVIII века это создает исключительно правильное ощущение уюта. Невольно появляется чувство, что находишься не в музее, а в гостях у аристократической семьи, чья история насчитывает не одну сотню лет.
Впрочем, имеются в Palacio Belmonte и предметы музейной ценности. Например, аутентичная ванна XIX века, украшенная затейливой росписью. Сегодня по своему прямому назначению она не используется, а стоит, как арт-объект, в нише у лестницы, ведущей в цветущий сад.
Или алтарная фигурка – ее можно увидеть близ спрятанного за темными ставнями бара, где выставлены пузатые черные бутылки старого белого порто, дабы при желании гости могли отведать его на террасе Palacio Belmonte или же в саду среди цветов и лимонных деревьев.
На фото: бассейн в саду Palacio Belmonte
Между прочим, сад дворца во время реставрации был воссоздан практически из руин, а еще во время реновации у Palacio появилась совершенно уникальная система вентиляции и обогрева помещений. Дело в том, что для проветривания помещений здесь используются не кондиционеры, а хитроумная система потолочных кессонов, генерирующих приток воздуха из специальных спрятанных от посторонних глаз окон.
Работает все это следующим образом – в определенный момент в нишах замка открываются небольшие скрытые дверцы (одно из них, к примеру, находится близ ресепшена), прохладный воздух с реки Тежу начинает поступать внутрь системы, и температура во всех комнатах опускается. Казалось бы, незначительная для гостей деталь, а в копилку впечатлений свой вклад привносит.
Как проще всего описать ощущения от пребывания в Palacio Belmonte? Думаю, фраза «В гостях у сказки» подойдет, поскольку на отель в привычном понимании это место похоже меньше всего. И причина не только в сохранившихся здесь старинных интерьерах, хотя, надо заметить, часть покоев дворца еще в начале XX века была признана национальным монументом Португалии. Дело в царящей в Palacio Belmonte уникальной совершенно домашней атмосфере, недаром же нынешний владелец дворца Фредерик Кустольс считает, что роскошь – это, в первую очередь, эмоциональный контакт.
Здесь чувствуешь себя не «как дома», а «дома», и на это тут работает все: и ощущение полнейшего уединения, и спокойствие, царящее в залах дворца, и миллион идеально продуманных деталей: от фигурки утконоса, что красуется на столике близ панно азулежу и стеклянных шахмат в гостиной до лампочек в старинных люстрах, которые настолько достоверно имитируют дрожание свеч, что велико искушение дотронуться до них руками.
И где еще можно проникнуться духом Португалии, как не во дворце, который по своей сути – живой свидетель истории этой страны? Свидетель, который не застыл в капсуле времени, подобно прочим монументам, а живет полнокровной жизнью, в залах которого все также, как и 500 лет назад, слышится смех, поднимаются бокалы с благородным портвейном, а на террасе по вечерам звучит живая музыка, долетающая сюда с шумных улиц Лиссабона.
Сайт Palacio Belmonte: http://palaciobelmonte.com/
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com