страны

10 любопытных фактов о гондолах в Венеции

Хотя гондолы – такой же символ Венеции, как собор Святого Марка, сегодня многие отзываются о них нелестно. Мол, это просто развлечение для туристов. Ну, что греха таить, так оно и есть. Местные жители если и пользуются гондолами, то лишь трагетто – они быстренько переправляет венецианцев на противоположный берег Гранд-Канала в местах, где нет мостов.

Тем не менее венецианские гондолы – это, безусловно, феномен. И хорошо, что они продолжают существовать хотя бы за счет туристов, ведь жители Венеции для повседневной жизни давным-давно предпочитают моторные лодки и катера. В сегодняшней статье я расскажу 10 занимательных фактов, касающихся традиционных венецианских гондол, а в финале поделюсь важным практическим советом для тех, кто давно хотел опробовать данное средство передвижения по лагуне и каналам столицы Светлейшей республики, но его останавливали высокие цены.

1. Россияне говорят «гондóла» c ударением на второй слог. Венецианцы же называют лодки «гóндола» и ставят ударение на первый. Как так вышло? На самом деле, во всем виноваты наши поэты: им нравилось рифмовать слово «гондола» с «баркарола» – традиционными песнями гондольеров. Таким образом ударение на второй слог в русском языке закрепилось и стало литературной нормой.

Любопытно, что происхождение самого венецианского слова gondola до конца не выяснено. По самом популярной версии – это просто уменьшительное от gonda, что могло означать очевидное – «лодка». Однако этимологи усматривают тут связь и с греческим словом «κοντός», означающим, как прилагательное «короткий», так и существительное «шест». Мол, венецианцы могли перенять словечко у византийцев и адаптировать на собственный лад. А есть предположение, что «гондола» – это производное от итальянского глагола dondolare, означающего «качать», и, если учесть, насколько сильно в венецианском диалекте изменяются классические итальянские звуки, данная гипотеза не кажется надуманной.

2. Гондолы, более или менее напоминающие современные, появилась в столице Светлейшей Республике лишь в XVII-XVIII столетиях. До этого лодки тут изготавливали другой формы, в чем легко убедиться, если изучить венецианские картины XV-XVI веков. К примеру, «Чудо падения креста на канале Святого Лоренцо» Джентили Беллини, написанную около 1500 года. На ней мы видим гондолы значительно короче и шире современных. Кормовая палуба, где стоит гондольер, очень низкая и плоская по сравнению с нынешней конструкций, а ее нос – короткий, он нарочито вздернут вверх.

3. После 1600 года венецианские лодки начали модернизировать: длину корпуса постепенно увеличивали, нос удлиняли, корму же «приподнимали» над поверхностью воды и делали более наклонной. Примерно в этот период появилась и небольшая опорная платформа на корме, которая позволяет гондольеру сохранять равновесие во время управления лодкой.

Но даже в XIX и XX веках гондолы продолжали совершенствовать. Носы лодок еще сильнее приподняли над поверхностью воды, дабы увеличить маневренность транспортного средства, а корпус для этих же целей сделали более тонким и немного асимметричным, чтобы одна сторона лодки была чуть выше другой. Тогда же появилось и правило: длина гондолы должна составлять порядка 11 метров, «а не 5 и не 6», как пелось в детской песенке про таблицу умножения.

4. Еще один занимательный факт. До XХ века гондолы были не просто открытыми лодками, у них имелась съемная крыша со стенками, которую называли fèlze. Использовали fèlze зимой, когда в городе шел снег, или во время холодных дождей. И это логично, ведь в то время гондолы были не туристической роскошью, а основным средством передвижения местных жителей, значит и ездить на их по каналам нужно было с комфортом, который подразумевал посильную защиту от непогоды.

5. Видели в Венеции гондольеров, развлекающих туристов пением? Так вот, обычай петь и одновременно управлять лодкой возник отнюдь не для увеселения иностранных гостей, прибывших в город с отпускными целями. На самом деле, владельцы gondole de casàda – персональных гондол – уже в XVIII веке очень любили кататься по каналам с музыкой: это был популярный вид досуга богатых венецианских семей. Да, все счастливые обладатели gondole de casàda являлись людьми весьма состоятельными, ведь в то время покупка личной гондолы была таким же дорогим удовольствием, как приобретение Mazerati или Lamborghini сегодня. Ну и про личного шофера, то есть гондольера не забываем. Впрочем, и сейчас гондола стоит ого-го. В районе 30 000-40 000 евро.

6. Исполнение гондольерами баркарол (лирических баллад) – отдельный музыкальный жанр. В итальянском языке у него несколько названий, в числе которых canzone da batèlo или canzone veneziana. Зачастую это лирические песни на венецианском диалекте. Считается, что жанр canzone da batèlo полностью сложился в XVIII веке, а его рассвет пришелся на эпоху романтизма. Как писал Жан-Жак Руссо в своем фундаментальном труде «Музыкальный словарь», возникли баркаролы из-за того, что гондольеры пытались подражать оперным певцам, исполняющим арии в городских театрах – отголоски их пения они могли слышать на каналах.

Поющий гондольер из фильма «Венеция, луна и ты» в исполнении Альберто Сорди

К слову, тексты популярных баркарол даже издавались. Так, в 1746-1750 годах в Лондоне вышло три сборника под общим названием «Венецианские баллады». Их составитель Джон Уолш приписывал тексты многих баркарол Иоганну Адольфу Хассе, что это было полнейшей неправдой. Издатель просто решил подзаработать, ведь авторство большинства баллад и по сей день не установлено. Народное творчество, так сказать.

7. Впрочем, это не относится к самой известной венецианской балладе – La biondina in gondoleta – «блондинка в гондоле». Тут мы знаем и композитора, и автора стихов, и даже кому песня посвящена. Итак, музыку для баркаролы написал Иоганн Саймон Майр – итальянский композитор немецкого происхождения, которого в Венеции и Бергамо все звали на местный манер – Джованни-Симоне. Именно его оперы, где постоянно использовались духовые инструменты, что для того времени было совершеннейшей экзотикой, господствовали в конце XVIII — начале XIX века на итальянских сценах.

Текст же баллады о блондинке принадлежит перу Антона Марии Ламберти – поэта, писавшего на венецианском диалекте, а посвящена песня знатной венецианке Марине Куэрини, что родилась на Корфу, но всю жизнь прожила в городе гондол. Марину в Венеции знали все. Девушка славилась не только своей красотой, но и острым умом. В принадлежавшем ей дворце Сан-Бенето Марина устроила литературный салон, где считали за честь бывать и Томас Мур, и Джордж Байрон, а еще красавица была знаменита непосредственной манерой общения и непредсказуемым характером, что, по словам современников, придавало ей удивительный шарм.

8. Считается, что первые гондольеры появились в Венеции в 1094 году. Исторически профессия считалась сугубо мужской: навыки управления лодкой передавались от отца к сыну. Сегодня же для того, чтобы просто поступить в школу гондольеров, претенденту необходимо закончить среднюю школу, получить сертификат пловца, сертификат о прохождении курсов по спасению на водах и сдать кучу анализов, касающихся, как общего состояния здоровья, так и отсутствия у претендента венерических заболеваний или наркотических зависимостей.

А вот первая профессиональная женщина-гондольер появились в Венеции лишь в 2010 году. «На права сдала» 24-летняя Джорджия Босколо, кстати, как раз дочь гондольера, ее отец – обладатель весьма претенциозного имени Данте – управлял гондолой в течение 40 лет. К слову, гильдия гондольеров заявляет, что они совсем не против видеть в своих рядах представительниц прекрасного пола. Просто женщины после прохождения шестимесячных курсов или не могут сдать экзамен, или же выходят замуж, рожают детей и потом им уже не до гондол, управление которыми требует постоянной серьезной физической подготовки.

9. При этом девушки часто принимают участие в спортивных состязаниях на гондолах. Самые известные из них ежегодно проходят в Венеции в первые выходные сентября в рамках Исторической регаты. Начинается она с парада гондол, когда на Гранд-канал выезжают украшенные флагами белоснежные лодки, в которых гордо восседают персонажи в нарядах XVIII века. Затем наступает черед гонок на скорость. Для зрителей данное развлечение – совершенно бесплатное. Нужно лишь заранее приехать в город и усесться прямо на ступеньках набережной Гранд-Канала с корзинкой для пикника.

10. В финале – важный лайфхак для туристов. Как известно, поездка на гондоле – развлечение не из дешевых, однако в Венеции есть способ прокатиться на ней всего за 3 евро! Столько стоит билет на гондолу traghetto (трагетто), они пересекают Гранд-Канал в тех местах, где нет мостов, и используются горожанами как аналог паромной переправы. Правда, длится поездка 7 минут от силы, а венецианцы на правах местных жителей платят за нее меньше приезжих, но это лучше, чем сразу выкладывать 50 евро за возможность покататься на гондоле. Попробуйте для начала трагетто, а если понравится, то можете и на лодку с песнями разориться.

 

Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com

   с нами в pinterest   

error: Копирование материалов сайта www.trip-point.ru запрещено. Если вы хотите использовать наши тексты, свяжитесь с нами по имейл info@trip-point.ru или julia.malkova@gmail.com